Ирод-царь, названный Великим,- тип властителя-злодея, удерживающегося у власти благодаря хитрости и насилию. Такие тираны-властители были и на Востоке, и на Западе, и неизвестно, где их было больше, хотя высокомерные историки европейские и привыкли все тиранство приписывать одним только восточным сатрапам. Почти все кесари римские были такими тиранами. При известии о новом Царе Ирод показал себя и как лукавая лисица, и как кровожадный волк. Как лисица, говорил он звездочетам: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

А когда звездочеты, наученные Ангелом Божиим, не вернулись в Иерусалим, а отошли другим путем в свою страну, разъярился Ирод, как бешеный волк, и послал палачей, и заклали всех младенцев в Вифлееме и во всей его окрестности. Много-много невинных детей - первых мучеников Христа ради. Блаженны души их!

Святой Иоанн Предтеча. Он весь был свят; от самого рождения до смерти был свят. Как Святая Дева подготовлена была Божиим Промыслом к тому, чтобы родить Мессию, так и Иоанн в пустыне был подготовлен к тому, чтобы возложить руку свою на главу Мессии и крестить Его во Иордане. Ни хлеба не ел он, ни вина не пил и никогда ни одной заповеди Божией не преступил. Чистый, как песок пустыни, и алчущий правды Божией среди людей, как голодный лев, ищущий ловитвы, он дерзал бесстрашно призывать людей: Покайтесь, порождения ехиднины! И ничто не могло заставить его промолчать и не обличать царя Ирода в кровосмешении. Во все века христианские святой Иоанн был примером и вдохновителем для бесчисленных отшельников, пустынников и аскетов, равно как и для отважных изобличителей людских неправд.

Ну, и апостолы Христовы. Все они типы разных людей и разных человеческих характеров. Андрей, Иаков и Симон Зилот - типы людей, которые не говорят, а делают. Петр - тип людей, которые быстро воодушевляются на всякое добро, но столь же быстро устрашаются всякой напасти. Юный Иоанн - молчаливый, как и брат его Иаков, но прямолинейный и последовательный до конца. Он стоит и перед Крестом своего Учителя, невзирая на угрозу смертельной опасности. Филипп - тип открытого и общительного человека. Через него хотели некие эллины войти в общение с Иисусом. Он приводит Нафанаила ко Господу. Его [Филиппа] Господь спрашивал: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? - то есть пять тысяч людей (см.: Ин. 6, 5). При последней беседе Иисусовой он задал вопрос: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Фома - тип человека неустрашимого, но реалистичного. Когда Господь услышал о смерти Лазаревой, Он сразу распорядился идти из Галилеи, куда они только что пришли, в Иерусалим, где смертельная ловушка очевидно была Ему уже приготовлена; тогда сказал Фома перед лицом перепуганных учеников: пойдем и мы умрем с ним. А когда ему сказали, что Иисус воскрес, он не хотел верить: если не увижу, говорит, на руках Его ран от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его. А когда воскресший Победитель смерти явился во второй раз и Фома уверился, тогда он воскликнул: Господь мой и Бог мой! Апостол Фома был и остается типом храброго реалиста.

Иуда Искариотский - типичный предатель Бога, душИ, духа и всего идеального и возвышенного. Материалист и сребролюбец. Был он кем-то наподобие кассира в святой дружине апостольской: носил ковчежец для пожертвований, из которого крал и присваивал себе. Лицемерно притворялся он приятелем нищих, но все знали, что он вор (см.: Ин. 12, 4-6). За тридцать сребреников предал он Господа своего еврейским старейшинам, которые были то же, что он.

Сотник римский из Капернаума и жена-хананеянка представляют тех язычников, что имели крепкую веру в силу Христову. Ради такой их веры Господь исцелил больного слугу сотника, а у хананеянки - сошедшую с ума дочь. И в наше время нередко случается, что нехристиане сильнее веруют в христианские святыни, приносят своих болящих в монастыри, где по вере получают исцеление быстрее и чаще, чем многие христиане со слабой верой.

Марфа и Мария со своим братом Лазарем представляют хорошую семью с идеальной любовью братской и сестринской. Марфа более хозяйка, которая трудится, чтобы как можно лучше угостить своего Божественного Гостя, а Мария больше ученица Христова, которая слушает Его слова и этими словами, словно сладостным яством, питает свою душу. Господь похвалил Марию перед Марфой, сказав: Мария же избрала благую часть (Лк. 10, 42). Лазарь представляет преданного и верного друга Христова. Он оставался преданным и по отношению к Богоматери до смерти, подобно Иоанну апостолу.

Фарисеи - типичные лицемеры всех времен. Хотя они внешне и набожны, но грабят имение вдов. Когда постятся, делают лицо свое жалостным; когда молятся, останавливаются на улицах, чтобы люди их видели; когда творят милостыню, трубят на все стороны. Хотят побить камнями жену-грешницу, а сами тайные развратники.Книжники и саддукеи - типичные мелочные люди и циники. Их кичение своим мнимым величием делает их настоящими шарлатанами.Священники еврейские, как и фарисеи, полны лицемерия, но в большинстве своем они типичные завистники. Ослепленные завистью ко Христу, они говорят одни только глупости. Когда Христос лечит больных, они кричат: Он богохульствует. Когда Он изгоняет из людей бесов, они говорят: изгоняет бесов силой князя бесовского! Когда Господь творит великие и славные дела на пользу людям, они завистливо вопят: «Неужели в субботу?».Князь Иаир, умоляющий Иисуса спасти его умирающую дочь; жена кровоточивая, ищущая исцеления от прикосновения к одежде Иисусовой; прокаженные, слепые, парализованные, немые, глухие, сгорбленные, иссохшие, горячечные и другие бесчисленные люди, взывающие ко Господу о помощи, представляют всех страдальцев и несчастных от тех времен и доныне, которым весь мир не в состоянии помочь и которые прибегают ко Христу Богу за помощью с полной верой и надеждой.Вдовица, стыдливо и украдкой пожертвовавшая на храм свои последние две лепты, представляет те благородные души, что жертвуют на святыню или сироте Бога ради, а не ради похвалы человеческой: Бог видит - люди видеть не должны.Князь Никодим, тайно посещающий и слушающий Иисуса, страшащийся своих еврейских друзей,- представитель тех ученых господ, сербских и чужестранных, которые остерегаются, как бы им не оказаться осмеянными или не понести ущерба от своих неверующих приятелей.Ирод Младший, убийца Иоанна Предтечи, представляет тип человека, ненасытного в плотских наслаждениях, который в этой своей ненасытности готов переступить через все законы Божии и человеческие. Умер он, изъеденный червями.