Глава 45. Каким образом душа называется бессмертною, когда известно, что она осуждается на смерть? 24

Глава 46. Об одном святом муже, который трепетал при смерти. 24

Глава 47. О том, что некоторых откровения укрепляют против страха смерти; также о монахах Антонии, Меруле и Иоанне. 24

Глава 48. Должно ли наблюдать за сновидениями и скольких родов бывают сны?. 25

Глава 49. Об одном муже, которому во сне была обещана продолжительная жизнь, но в скором времени прервана смертию.. 25

Глава 50. Полезно ли для душ, если тела умерших будут погребены в церкви?. 26

Глава 51. Об одной монахине, погребенной в церкви св. Лаврентия, половина тела которой явилась в видении сожженною.. 26

Глава 52. О погребении патриция Валериана. 26Глава 53. О теле Валентина, вынесенном из церкви после погребения. 26Глава 54. О теле красильщика, погребенном в церкви и после не найденном.. 27Глава 55. Что может принести пользу душам умерших? О пресвитере Центумцелленском и о душе монаха Иуста. 27Глава 56. О жизни и смерти Кассия, епископа Нарнского. 28Глава 57. О некотором муже, взятом в плен врагами, оковы которого спадали в час жертвоприношения за него; и о кормщике Вараке, спасшемся от кораблекрушения посредством Спасительной Жертвы 28Глава 58. О силе и тайне Спасительной Жертвы.. 29Глава 59. О сокрушении сердца во время Св. Таинства и о бодрствовании ума после Причастия 30Глава 60. О прощении грехов другим, чтоб и наши были прощены нам.. 30 Книга 4 Глава 1. Вечному и духовному люди плотские не верят, потому что не знают по опыту того, что слышат о духовном  Григорий. Праотец человеческого рода, за вину свою лишенный райских наслаждений, стал терпеть несчастие слепоты и изгнания, в котором и мы теперь находимся; через грех он вышел из себя самого и не может вкушать тех радостей небесного отечества, которыми прежде наслаждался. В раю человек привык слушать слова Самого Бога; по чистоте сердца и высоте созерцания находился в кругу блаженных духов - Ангелов; но после того как ниспал сюда, лишился умственного света, которым был исполнен. Рожденные от плоти его, во тьме сего изгнания, мы хотя и слышим о небесном отечестве, о гражданах его - Ангелах Божиих, слышим о сожителях Ангелов - душах праведных и совершенных, но как невидимых вещей нельзя знать опытом, то плотские люди сомневаются, есть ли на самом деле то, чего не видят телесными очами. Конечно, этого сомнения не могло быть в прародителе нашем; лишенный райских наслаждений, он сохранил воспоминание о том, что потерял, потому что видел это. Плотские же люди не могут чувствовать и вспоминать о том, о чем слышат; они не знают сего по опыту, как знал прародитель, по крайней мере, как прошедшее.Так и люди, рожденные во тьме своего изгнания, когда слышат о предметах высших и невидимых, не доверяют, действительно ли они существуют, потому что знают только предметы низшие, видимые, между которыми рождены. Вот почему Сам Творец видимых и невидимых, Единородный Сын Отца пришел для искупления рода человеческого и послал в наши сердца Св. Духа, дабы, оживотворяемые им, мы верили и тому, что еще не можем знать опытом. Посему, если мы сколько-нибудь получаем сего Духа, залог наследия нашего (Еф.1,14), то уже не сомневаемся в бытии невидимого. А кто нетверд еще в этой уверенности, без сомнения, должен верить словам совершеннейших людей, которые уже по опыту знают о невидимом, чрез Св. Духа, подобно как неразумен был бы тот отрок, который почел бы рассказы матери о свете лживыми, на том основании, что сам ничего не видел, кроме темничного мрака.