Проповеди

А нам с вами, други наши, остается только смертью Иоанна Златоуста утвердиться в убеждении, что у Бога нет мертвых, но все живы, что идут праведники вослед любимого Христа своим крестным путем, своей вольной волей. Ведь когда через тридцать лет после смерти святителя император Феодосий соизволил вернуть его гроб из места изгнания в столицу, святитель не пожелал исполнить волю императора. Посланные не могли сдвинуть гроб с места, так он стал тяжел.

И восчувствовал правитель свое согрешение пред праведником. И оплакал он пред усопшим, как пред живым, и свое согрешение, и грех матери своей — гонение и смерть Златоуста от ее злобы.

И написал Феодосий покаянное письмо и отправил письмо ко гробу святого, моля Златоуста вернуться: “Прости ми дерзостное начинание, покрой пучиною твоей премудрости; покаянию всех учивший, прости меня кающегося; и как детям отца любящим, подай себя нам, и возвесели любящих тебя пришествием твоим... О, честнейший отче, прииди с миром во своя, и своя с любовью примут тебя.”

Положили это письмо-покаяние во гроб святителя, отслужили всенощное бдение. И стал гроб легок. Так ответил Златоуст на покаяние. И возвратились святые мощи изволением святителя в Царьград. Многие чудеса, как сияние божественной славы Златоуста, истекли от гроба его.

Об одном из них никак нельзя умолчать. Вспомним, что гроб императрицы Евдоксии, виновницы злостраданий святителя, наказанной от Бога еще при жизни тяжкой и страшной болезнью, гроб ее, не знавший покоя, но постоянно сотрясающийся, затих. Мать по молитве сына получила прощение святителя.

И вот, други наши, мы и подошли с вами к сути нынешнего праздника “... претерпевший же до конца спасется” (Мф. 10:22) сам и спасет многих, не без основания добавим мы.

Через тридцать лет после мученической кончины во изгнании святитель Иоанн Златоуст мощами своими возвращается на патриарший престол. Рака с гробом его была поставлена в церкви, и, когда служащий Патриарх открыл гроб, оказалось, что тело святителя Иоанна Златоуста осталось нетленным.

Народ, ошеломленный чудом, воскликнул: “Приими престол твой, отче.” И происходит еще одно поразительное чудо: святитель отверз сомкнутые смертию уста, и рука его поднялась для последнего архипастырского благословения. Истинно христианская любовь святителя-мученика даровала из-за гроба прощение всем — и любящим его, и гнавшим его — в последнем пожелании: “Мир всем.” Мир всем, вослед Христа грядущим, отныне и до века. Аминь. Неделя о мытаре и фарисее и память Григория Богослова. Дорогие мои, други наши, три события, три памяти должны одновременно воскреснуть сегодня в нашем сердце и уме. “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...” — зазвучало вновь во всеуслышание в храмах Божиих. И повеяло тихим покаянным временем поста. Евангельские фарисей и мытарь заставляют нас сегодня заглянуть в свое сердце и увидеть в нем или фарисейское: “...я не таков, как прочие люди...” или, узрев там бездну греха, склониться перед Богом с мытаревым смирением в покаянии (Лк. 18:11).