Свящ. Димитрий КаплунАзбука православного христианина-СОДЕРЖАНИЕ Символ Веры Бог Отец Господь Иисус Христос Дух Святой

Православные христиане молятся, как своими словами, так и писанными молитвами, которые содержатся в Молитвословах. Молитва – это искусство; поэтому как ученик живописца, копируя мастеров, учится сложному искусству живописи, так и молящийся человек, повторяя вслед за святыми их молитвы, учит свою душу правильному молитвенному настроению. Подобно воску, который из твердого делается мягким и потом воспринимает на себя печать мастера, так и наша душа, повторяя слова святых, сказанные ими из глубины любящего и кающегося сердца к Богу, восприемлет и отпечатывает в себе христианскую любовь и покаяние великих подвижников и угодников Божиих. Поэтому "Молитвослов" – это учебник молитвы. Содержащиеся в нем правила для вечерних, утренних и повседневных молитв обязательно нужно регулярно вычитывать. Если молитвенное правило кажется вам слишком долгим или утомительным можно посоветоваться с духовником о его сокращении. Главное, чтобы наша молитва была регулярной, ежедневной, постоянной.

Молитва сопровождается крестным знамением. Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки таким образом, чтобы большой, указательный и средний пальцы соединились вместе ровно, а безымянный и мизинец прижимаем друг ко другу и к ладони. Первые три пальца знаменуют нашу веру в Бога, в Троице Единого, а последние два означают, что в Иисусе Христе соединились две природы – Божественная и человеческая. Осеняя себя крестным знамением, мы сперва кладем три соединенные вместе пальца на лоб, молясь Богу об освящении нашего ума, потом на живот, на пуп, тем самым молясь об освящении наших жизненных чувств, а потом на правое и левое плечо поочередно – для освящения наших сил и действий. Крестное знамение нужно непременно делать так, чтобы "телу было внятно", то есть неспешно, разумно, с легким усилием касаясь тела. Махать безразлично перед собой рукой, небрежно изображая крест, "мух отгонять" – является кощунством, грехом; этому только бесы радуются.

Крест является великой святыней Христианства. Это – жертвенник, на котором была принесена величайшая Жертва для спасения человеческого рода. Святые отцы учат, что силы зла могут обольщать человека видениями ангелов, Иисуса Христа, даже Божией Матери, но не способны изобразить Крест Христов. Почему? – Потому что суть Крестного Подвига – в самопожертвовании и самоотречении. Господь в Евангелии учит нас: "Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее". (Мф.10:38,39) Настоящий Христов ученик должен отречься от себя, пожертвовать собою ради Правды. Такое самоотречение для сил зла невозможно, поэтому им и страшен Крест.

Когда мы осеняем себя крестным знамением, мы напоминаем себе о сути Христианства – о христианском самоотвержении, как смысле нашего жизненного подвига.  Поэтому креститься нужно во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости. Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно про себя говорим: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь", выражая этим нашу веру в Св. Троицу. Слово "аминь" означает: истинно, правда, да будет так.

ПОСТ

Для прилежной и усиленной молитвы, для доброй, благочестивой жизни установлены посты. Пост – это дни, в которые мы должны больше думать о Боге, больше каяться в своих грехах, молиться, никого не обижать, не раздражаться, не допускать себя до пустых развлечений, читать Евангелие, Закон Божий, помогать ближним. Чтобы это было легче выполнить, нужно, прежде всего, меньше есть. Обильная пища, как правило, расслабляет человека, делает его ленивым. Поэтому в посты православные христиане не вкушают так называемую "скоромную" пищу, т.е. продукты животного происхождения. Посты бывают многодневные и однодневные. Например, среда и пятница в течение года почти во всякой неделе – это однодневные, постные дни. Многодневных постов в году четыре – это Великий, Петров, Рождественский и Успенский.

Пост не нужно путать с диетой. Диету человек соблюдает ради себя, ради своего здоровья, а пост мы держим ради Христа, ради служения Богу и ближним. Некоторые полагают, будто цель поста – это тренировка воли. Это не так. Если мы будем ставить себе целью тренировать себя, свою волю, то это легко приведет человека к гордостному помрачению сознания и высокому мнению о себе. На самом деле цель поста – это служение Богу и ближним. Не себя мы тренируем во дни поста, а служим ближним. Если мы будем это ясно сознавать, то пост принесет нам благой плод – смиренное мнение о себе, сознание своей немощи.

ЖИЗНЬ БУДУЩЕГО ВЕКА Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Душа человеческая безсмертна. Смертно только тело. Сама смерть – это казнь человеческому роду за грехи. Смерть – это разделение души и тела. Смерти Бог не создавал. Смерть, как и зло, не имеет сущности; смерть и зло, как паразиты или как болезнь, могут существовать, проявлять себя только за счет какой-то сущности, созданной Богом. Это как дырка от бублика. Помните смешную детскую загадку: "Куда девается дырка от бублика, когда бублик съеден?" Ею ставят в тупик детей воспитатели в детских садах: "Мы ели бублик, дети, но мы не ели дырку, куда же она делась"? Действительно, дырка от бублика не может существовать сама по себе, когда бублик съеден. Потому что дырка – это не самостоятельная сущность, а свойство самого бублика. Так и зло, и смерть могут быть только свойством существа, противящегося Богу, а не самостоятельной сущностью. Поэтому смерть не может быть вечной. "И смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет". (Откр.21:4) Разделение души и тела – явление ненормальное и будет обязательно преодолено. Поэтому православные христиане, согласно словам Господа Иисуса Христа (Лк.20:37) веруют в воскресение мертвых. Оно будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут. Это будет великое событие. Все предстанут перед Господом на Суд и будут судимы за свои поступки. В момент воскресения тела умерших изменятся. По существу они будут теми же самыми, что мы имеем сейчас, но по качеству другими: они будут нетленны, безсмертны и духовны. Соответственно перемене человека изменится и весь видимый мир, из тленного он станет нетленный. Согласно учению Православной Церкви, человек предстает пред Господом для суда дважды – один раз на частном, другой раз – на Страшном Суде. Частный суд нам предстоит после смерти, после разделения души и тела, на сороковой день после кончины. Страшный – после воскресения мертвых. Поэтому православные христиане молятся об усопших, чтобы души грешников были освобождены из мест мучений и помилованы на Страшном Суде. Основания для молитвы об усопших мы находим в словах Господа Иисуса Христа: "кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф.12:32) – из которых можно понять, что некоторые грехи, непрощаемые в сем веке (т.е. пока идет Седьмой день творения, наше время) могут быть прощены в будущем (в Восьмой день, после воскресения мертвых). Церковная молитва об усопших может освобождать грешников даже из темниц ада. Поэтому поминальные службы, литии, панихиды, очень важны для наших усопших близких. Мы их должны поминать на третий, девятый и сороковой день после их кончины, и на всех заупокойных церковных службах, где только это будет возможно. Поминальные трапезы, поминки, которые мы устраиваем, имеют значение милостыни, т.е. безплатного кормления нищих, голодных, знакомых от имени усопшего. Эта милостыня вменяется душе усопшего в доброе дело. Поэтому неправильно поступают те, кто христианские поминки превращает в языческие тризны с возлиянием крепких спиртных напитков. Этим душе покойного можно только навредить. Водка не должна присутствовать на христианских поминках. Разрешается только легкое виноградное вино. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Книга наша подошла к концу. Конечно, нам удалось поведать вам об очень малом из той духовной сокровищницы, которую содержит в себе Православная Христианская Церковь. Мы подвели читателя к храму, приоткрыли дверь и теперь от него самого зависит, захочет ли он войти в этот чудесный мир, где к нам приближается Царство Небесное, где прощаются грехи, где Бог нисходит к человеку. И где свет вечной жизни озаряет лица людей, пожелавших идти узким, тернистым путем к Горнему Иерусалиму.