Свящ. Димитрий КаплунАзбука православного христианина-СОДЕРЖАНИЕ Символ Веры Бог Отец Господь Иисус Христос Дух Святой

Подумаем над этим. Спасение, как явствует из самого слова, нужно только тому, кто погибает. К сожалению, многие люди ныне, как и в древние времена, проводят свою жизнь в безпечности. Они заботятся о том, как заработать побольше денег, купить себе модные и удобные вещи, подняться выше по служебной лестнице, заслужить людскую похвалу. Поскольку невозможно всем добиться одинакового успеха и богатства, то люди расталкивают друг друга локтями, злятся, раздражаются, участвуют в склоках, а то и убивают соперников. В погоне за первенством не только отдельные личности, но целые народы воюют друг с другом, осыпают противника бомбами, строят концлагеря, уничтожают женщин и детей. Кажется, что большинство людей вовсе не чувствуют нужды в каком-то "спасении". Все, что им нужно – это материальная и житейская выгода. И только редкий человек успевает опомниться в этом угаре, внезапно поняв, что жизнь человеческая слишком коротка, чтобы тратить ее на приобретение богатств и выгод, которые нельзя никому забрать с собою за пределы земной жизни, за порог смерти.

Но если человек все же опомнится и задумается над смыслом своего существования, то очень легко почувствует себя погибающим.

– В самом деле, – подумает такой человек. – Зачем я живу, зачем хожу на работу, стремлюсь заработать больше денег, если не знаю, когда покину этот мир. В лучшем случае я проживу 70-80 лет, а в худшем могу скончаться от болезни или несчастного случая уже завтра. Кто-то думает, что живет ради блага своих детей, но дети тоже смертны. Ради кого будет весь мой труд, все мои накопленные богатства, если я внезапно лишусь потомства? Неужели нет никакого иного, высшего смысла у этой жизни, который бы осветил и наполнил значением весь мой путь, все мои труды – и не только мои, но и каждого человека?

Задумавшись об этом, человек быстро обнаружит, что причин для оптимизма в окружающем его мире очень мало. Если материальная Вселенная живет и движется по разумным, величественным законам, то человеческое общество, напротив, являет собой пример неразумия, зла и хаоса. Мало того, что люди смертны, болезненны и убивают друг друга, но они еще стараются испортить эту краткую жизнь всеми возможными способами. Люди лгут, клевещут, спорят, раздражаются, крадут, не хранят супружескую верность, обижают сирот и вдов, насилуют, грабят.

Если, обнаружив это, человек помолится и крепко задумается над источниками такого плачевного положения, то он сможет обнаружить причину всех человеческих страданий, бед и смертей.

Эта причина называется – грех.

Грех - это нарушение воли Божией, промах мимо правильной цели человеческой жизни. Грешить могут только существа, одаренные разумом и свободой воли. Человек был с самого начала сотворен Богом, как разумное и свободное существо, для того, чтобы он мог свободно любить Бога и других людей. К сожалению, человек своей свободой однажды воспользовался вопреки благой воле Божией, согрешил – и продолжает грешить до сих пор. Бог насильно не запрещает человеку грешить, потому что такой насильный запрет означал бы лишение человека свободы воли. Бог не насилует нашу свободу. Бог только указывает человеку правильный путь, открывая людям Свои заповеди, - и уже от нас зависит, захотим ли мы следовать указанным спасительным путем или останемся на пути греха, рождающего смерть и несчастья.

Впрочем, если человек захочет жить по воле Божией и отринуть от себя узы греха, то сразу столкнется с одной большой проблемой. Такой человек внезапно обнаружит, что делать зло ему гораздо легче, чем совершать добро. Каждый из нас может убедиться в этом на опыте. Гораздо легче приобрести какую-нибудь скверную привычку, чем от нее потом избавиться. Миллионы курильщиков с легкостью выкуривают свою первую сигарету, и едва ли десятки тысяч из них потом находят в себе силы бросить курить. Азартные игроки просаживают целые состояния на игре в карты, но не могут заставить себя прекратить игру. Ту же печальную картину представляют из себя наркоманы, пьяницы, блудники и другие несчастные рабы разнообразных пороков. Если же человек счастливым образом избежал каких-то явных пагубных привычек, то и здесь ему рано радоваться. В сердце нашем притаились такие менее приметные, но не менее губительные язвы, как гнев, раздражение, зависть, злопамятность, обидчивость, самомнение, тщеславие, гордость. И сколько бы мы ни смотрели вокруг себя, мы не увидим ни одного человека, который бы с легкостью становился святым, добрым и хорошим. Напротив, мы обнаружим, что человек с легкостью делает зло, а добро исполняет с великим трудом. И когда человек действительно от всего сердца захочет исправиться перед Богом и ближними людьми, но почувствует, как действительно нелегко и практически невозможно своими малыми силами это сделать - вот тут-то он по-настоящему поймет, что погибает и действительно нуждается в божественной, благодатной помощи свыше и Боге-Спасителе. Действительно, только погибающий человек нуждается в Боге-Спасителе, как никто другой. Мы знаем за собой, что призываем Бога чаще тогда, когда нам плохо, когда мы в несчастьи. Но, к сожалению, несчастье для нас – всего лишь синоним житейской, телесной беды. Потеря близких, имущества, угроза нашей жизни – вот тогда мы вспоминаем Бога и зовем Его на помощь. Почувствовать себя несчастным оттого, что душа наша погибает во грехах – это нам, увы, малосвойственно. Нам очень трудно принять и усвоить ту мысль, что во всех несчастьях нашей жизни виноваты не обстоятельства, не окружающие нас люди, а мы сами, точнее, живущий в нас грех. И если в болезни нам могут помочь врачи, при потере имущества могут выручить друзья, то избавить нас от причины всех болезней и бед, от греха, может только Бог. Поэтому с древних времен, со времени грехопадения Адама, когда первобытное человечество оторвалось от полноты созерцания Бога - лучшие, религиозно чуткие люди всех народов ждали пришествия Бога-Спасителя, Бога-Мессии, Бога-Христа. От греха Бог мог нас избавить разными путями. Например, Он мог бы насильно запретить человеку грешить, избавить человеческую природу от склонности ко греху. Но это означало бы лишение человека свободы воли, свободы выбора между добром и злом, а значит – способности свободно выбирать добро и любить Бога. Господь, как Всемогущий, в принципе, мог бы простить нам все грехи и без раскаяния с нашей стороны. Но нравственное чувство, живущее в нас, говорит нам, что никакое зло, по справедливости, не должно остаться без наказания. Как часто мы возмущаемся, если злодей и преступник, убийца или вор, уходит от справедливого возмездия или суд назначает ему слишком мягкую, по нашему мнению, меру наказания. К сожалению, мы забываем в эти минуты, что сами тоже являемся преступниками Божьих и человеческих законов, но такова уж человеческая, испорченная грехом, природа – мы легко осуждаем других и с той же легкостью оправдываем себя. Впрочем, и в этом случае, никто из людей не отвергнет того принципа, что зло всегда должно быть наказано. Но задумаемся на минутку: если судить всё человечество, всех нас, по требованиям абсолютной справедливости, то какой приговор заслужили все люди? Люди уничтожают друг друга в войнах, матери убивают собственных детей в абортариях, люди богохульствуют, лгут, сквернословят, предательствуют, блудят, растлевают, грабят ежедневно и еженощно на протяжении многих тысяч лет. Итак, в согласии с требованиями абсолютной справедливости  нравственное чувство подскажет нам, что все человечество заслуживает если не уничтожения, то очень и очень серьезного наказания. Вообще, чувство справедливости требует, чтобы человек в воздаяние получал столько же зла, сколько причинил его другим. Но как часто бывает, что серьезная обида, нанесенная другому человеку, причиняет тому боль на протяжении всей его жизни. А если сильная обида (например, убийство родственника или супружеская измена) нанесена не одному, а нескольким? Чем сможет воздать человек за такую обиду? Душа человеческая бессмертна, и Евангелие говорит: "что вы свяжете на земле, то будет связано на небе" (Мф.18:18) - не означает ли это в том числе, что обиженные нами люди могут перенести за грань земной жизни свои смертельные обиды на нас? Чем в этом случае сможем расплатиться? Пока обиженный будет страдать от обиды, будет страдать и обидчик. Не это ли есть персональный ад для обоих? Не это ли – вечная мука? Но ведь любой грех есть преступление не только против ближнего, но и против Бога. Бог не способен обижаться, конечно же. Но преступая волю безконечного и вечного Бога, человек делает сам себя преступником против вечности, против вечных благих принципов мироздания. Если человек рассудит по справедливости, то поймет, что за это ведь тоже должно полагаться соответствующее наказание. Итак, по справедливости, каждый человек и всё человечество в целом заслуживает вечной муки. И это было бы ужасно, если бы Господь судил нас только по справедливости. Но, к счастью, Господь есть не только справедливый, нелицеприятный Судия, но, прежде всего, Бог есть любовь. (1Ин.4:16). Бог есть Бог мира, любви и милосердия. Он не хочет нашей погибели. Он желает, чтобы ни один грешник не погиб, но был оправдан и наследовал жизнь вечную в Царстве Небесном.