E. Sirin ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ
После того как Фессалоникийцы получили Первое послание и про­читали среди народа, как повелено было им (1Фес.5:27), праздные ревнители суетного вместо того, чтобы трудиться и есть по заповеди, им данной (2Фес.3:10), еще более стали прельщать и соблазнять ближних своих, дабы тех, которые отторгнуты были от отступничества (в вере)

Ведь праведно у Бога воздать, то есть на последнем Суде, оскорбляющим вас скорбию, – а вам, в сем мире оскорбляемым одинако­вой с нами скорбью и терпеливо переносящим страдания, будет упоко­ение с нами в день откровения Того, за Кого вы и мы терпим преследо­вание. Он приидет с неба, – не в уничижении, как в первое пришествие Свое, но приидет в величии Своем, с Ангелами силы Его. (Ст. 8).

И притом приидет Он не для того, чтобы быть судимым, но приидет в пламени огня для назначения на Суде отмщения не ведущим Бога: язычникам, которые доселе не пожелали познать Бога, и Иудеям. не подчиняющимся Евангелию Господа нашего Иисуса Христа. (Ст. 9). Ибо они подвергнутся наказанию, и притом не временному, ибо то будет век не временный, но в погибели вечной, от лица Господа нашего Иисуса Христа, Который претерпел от них поругания и подверг­ся от них оскорблениям, и от славы силы Его, то есть от славы, кото­рой будут облечены Ангелы и окружающие Его Силы. (Ст. 10). Когда же постигнет это нечестивых?

Когда приидет про­славиться во святых Своих и явиться дивным во всех уверовавших, то есть когда возсияют праведники, как солнце, на небесах (Мф.13:43), и верующие восприимут дивную награду свою, – в день тот вы явите, что принято верою (и достоверно) свидетельство наше о вас. (Ст. 11). Потому просим в наших молитвах о вас, да соделает вас Бог достойными звания своего, ибо Он вас призвал и возбудил (к вере) через нас, и да исполнит в конце (мира)

всякое благоволение благости и всякое дело веры в силе Божией, то есть да воздаст вам при кончине века не за дело только веры вашей, но и за благие ваши пожелания добра, хотя бы по немощи вашей вы и были не в состоянии исполнить их в делах. (Ст. 12). Дабы прославилось имя Господа нашего Иисуса Христа в вас там, как и здесь, – и мы да прославимся через сохранение ваше, по благодати Бога и Господа нашего Иисуса Христа, которая при­звала нас и укрепила для проповеди язычникам. Глава 2 (Ст. 1-2).

А о пришествии Господа нашего, о котором вы беспокои­лись, и о нашем собрании верующих, когда именно соберемся к Нему, – (просим вас) не скоро колебайтесь ( не подвергайтесь скорым колебани­ям) от ума (умом) вашего, вследствие ложных сведений, усердно со­общаемых вам, – и нимало не смущайтесь в духе, то есть ложными видениями, которые показывают вам, или хитроумными и обольсти­тельными словами, которые говорят вам, и даже ложными посланиями, совсем нами не писанными, но как бы чрез (от) нас посланными. (Ст. 3).

Итак, никто вас да не обольстит никоим из подобных обра­зом, и не думайте, что будто бы уже настает день Господа нашего; по­елику, если прежде не прийдет или один из его пророков, или множе­ство апостолов его, которые имеют явиться перед тем отступником, – но доколе не последует скончание пророков и апостолов его, которые будут посланы перед ним, – и после них придет сам отступник, и будет открыт (явится)

человек греха, сын погибели, – а потом уже будет пришествие (Господа). Отступником назвал его, дабы показать, что как мятежник отпал он и изменил, когда захотел и потому что за­хотел. Человеком же греха наименовал его, дабы указать на то, что через человека (как человек) придет он, а не в образе (только) человека, ибо пришествию Господа нашего подражает: человеком придет он не из язычников, но из самого народа (Израильского)

и из колена Иуди­на, – не в необрезании, а в обрезании, дабы под предлогом своего про­исхождения и обрезания пленить народ (Израильский), который ожи­дает его пришествия именно в таком виде. Кроме того, назвал его сы­ном погибели, самого человека именуя сыном погибели, то есть сыном диавола губителя. (Ст. 4). Который противник есть, – то есть вышних и низших и Господа всяческих, – который, говорит, превозносится не над теми, но над всем, что по имени только называется Богом или почитается. Сам он почитает Бога (истинного), дабы привлечь к себе распявших, и хулит и уничижает все, что называется (только) богом или почитается, чтобы тем можно было пленить ум истинных поклонников. Таким образом он явится и взойдет в храм Божий, чтобы сесть внутри и именно – в церкви Божией. Он не отклоняет (не отклонится) в другое какое-либо общество из еретических сект, чтобы не узнали его, но с презрением отвергает все культы (ложные), чтобы можно было пленить Церковь. Поэтому-то и взойдет он в самый храм Божий, что­бы сесть и показать себя, что он есть как бы Бог. Каким же образом он покажет, что есть Бог истинный? Кроме славы и чести, коими будет облечен, он еще более покажет это посредством той вражды, которую будет вести против еретических сект. Так как он не будет склонять к какой-либо ереси, то благодаря своей (притворной) любви к чадам Церк­ви заставит думать, что любит их, как истинных (чад Церкви), и в храм их придет и сядет, как в храме истины, дабы показать, что он есть Бог. Он порицает лицемерие в притворстве (притворно) и надевает личину истины в коварстве (коварно). Он так искусно будет притворяться, что пленит народ посредством плотских предметов и будет управлять Цер­ковью под личиной истины. (Ст. 5). Не помните ли, говорит, что когда еще я был у вас, это гово­рил вам? Отсюда можешь видеть, что еще за много времени до того Фессалоникийцы были научены высказанному в этих словах. (Ст. 6). Теперь же, говорит, вы сами знаете, что содействует тому, чтобы он открылся в свое время: так как превозмогло апостольство и после него будет распространяться учение до дня, в который Сын от­кроется в свое время. (Ст. 7-8). Ибо тайна беззакония уже начала действовать, – уче­ние доселе еще не вошло (во всех), и апостольство, даже доселе еще не прекращаясь, уже процвело и возымело силу. Однако доколе тот, кто удерживает теперь, не возмется от среды, – беззаконник не от­кроется. Как бы поспешал Господь наш пришествием Своим на Суд всех народов, так как доселе не благовествовано народам (всем). Но и первый культ еще не кончился, когда сам храм стоит, доселе прино­сятся жертвы и обрезание распространяется, а церковь еще не постро­ена, ибо и сами апостолы ходили в храм для молитвы (Деян.2:46. 3:1. 5:20. 22:17), хотя, собираясь на вечерю, преломляли хлеб (Деян.2:46, 20:7). Если таким образом храм со своими службами стоял в полном украшении, то церковь еще как бы не начиналась (не была построена)