Православие и современность. Электронная библиотека.

lxxxiii Асана – третья из восьми ступеней управления телом в йоге: обуздание (яма), соблюдение правил (нияма), позы (асана), регулирование дыхания (пранаяма), изоляция чувств (пратьяхара), внимание (дхарана), размышление (дхьяна) и сосредоточенность (самадхи). Асана – это занятие определенного положения и начало физических упражнений йогов. Но упражнения не должны сводиться к банальной гимнастике, нужно максимально напрягать свое внимание, концентрируя его на каждом своем движении или соответствующем участке тела, чтобы таким образом набрать нужную энергию, распределить ее по каналам к чакрам в требуемом направлении и в итоге развить свою энергетическую структуру. Асан-поз имеется множество: это лев, герой, плуг и т.д.

lxxxiv Кундалини (от санскр. кундала – «свернувшаяся») – это сжатая информация, или энергия, геном будущего человека. Она свернута кольцами наподобие змеи в том сокровенном месте, где заканчивается позвоночник и которое называется муладхара-чакра. Заставить энергию подняться из этого положения через другие чакры по позвоночнику (сушумне) до тысячелепестковой чакры, находящейся в высшей точке черепа,– цель занятий йога. Такова, в частности, и задача тантра-йоги. Тантризм, как известно, сильно замешан на сексе. Потому во введении к тантра-йоге сразу оговаривается, что секс и сексуальная энергия используются для расширения сознания и порождения сущности третьего порядка. Сексуальные практики обязательны в тантра-йоге, но не являются главенствующими. Основной принцип в ней таков: нет ничего грязного, аморального, постыдного. Все материальное может и будет использовано для достижения духовного. Эти высказывания дословно содержатся на сайтах, дающих виртуальные уроки по тантра-йоге (см. также прим. 91).

lxxxv Астральный план, понятие теософии Блаватской, означает эмоционально-инстинктивную сферу человеческого бытия. Антропология Блаватской целиком скопирована из философии йоги, постулирующей семь начал в человеке. Известному европейцам со времен Платона делению человека на три природы – дух, душу и тело – в йоге соответствуют: 1) физическое начало, 2) эфирное начало, 3) прана (они составляют то, что мы понимаем как тело), 4) астральное начало (эмоции, инстинкты), 5) интеллект, самосознание составляют то, что мы называем душой, 6) духовный ум (интуиция, прозрение), космическое сознание, 7) дух – это дух в европейском понимании. Новшество Блаватской заключалось в переименовании перечисленных йогических начал в «тела»: физическое, эфирное, астральное, ментальное, каузальное (пребывающее), буддхическое (просвещенное) и нирваническое. Не говоря о том, что переименование это сильно отдает материализмом (ибо если все принадлежит телу, то что же будет тогда бессмертным и что будет вечно перевоплощаться и как, с другой стороны, бесплотный дух может быть телом), сами эти термины заменяются другими от одного ее сочинения к другому. Впрочем, последовательность и ясность как раз не входят в задачи Блаватской.

Согласно теософии, при каждом новом рождении личность получает новое астральное, физическое и ментальное тела. Астральное тело не обладает разумом, его свойство – тонко развитый инстинкт, оно есть оболочка желаний человека. Эти желания астральной оболочки вредят ее владельцу, он должен сопротивляться им. Если он будет поддаваться желаниям, то постепенно утратит способность сопротивляться им и отождествит себя с ними. Но если будет контролировать желания, т.е. будет вести жизнь теософа, то сократит их и к началу следующей реинкарнации выйдет с оптимальным их набором. Астральное тело выглядит, по мнению теософов, подобно вращающейся массе. В идеале она должна состоять из нескольких плавно движущихся разноцветных полос, но у обычного человека здесь могут бушевать до 50–60 вихрей желаний; они подобны открытым ранам, через которые вытекает вся его энергия.

Понятие астрального плана использовалось средневековой алхимией для обозначения греческого аида, то есть христианского ада. Для теософов это царство иллюзий, у них, как и у оккультистов, существуют специальные упражнения для тренировок по переносу сознания из физического плана в астральный и обратно. В стиль оккультистских учений, каким мы видели его на примере громоздких и недоказуемых построений гностиков, органично вливается теософское, чрезвычайно детализированное описание структуры этого астрального плана, включающей семь подразделений, и различных его обитателей. К примеру, эти последние делятся на три типа: существа человеческие (живые и мертвые), нечеловеческие (элементалы, астральные тела животных, природные духи всех видов и дэвы) и искусственные (созданные сознательно и бессознательно) и т.д. lxxxvi Раджа-йога (путь господства над собой), джняна-йога (путь познания, йога знания, или мудрости; возможны разные транскрипции названия) вместе с карма-йогой (путь действия) и бхакти-йогой (путь любви к богу) составляют четыре наиболее известных направления йоги. Раджа-йога стремится к тому, чтобы внутреннее «я» утвердило себя как повелитель (раджа) всех сил и способностей человека. Цель ее – дисциплина разума, концентрация его сил, медитация. Цель же джняна-йоги – соединение знания человеческого со знанием ничем не ограниченным, то есть с самим абсолютом, богом. По мысли Вивекананды, для этого «сейчас нужно отказаться от сектантства и национализма в вопросах религии. Представление о том, что всякое племя или страна должны иметь собственного Бога и отрицать иные веры,– суеверие, которое надо оставить в прошлом» (Свами Вивекананда. Практическая веданта (избранные работы) / Пер. с англ. М., 1993. С. 178). «Главное наслаждение джняна-йога состоит в метафизических исследованиях. Они философы, ученые, проповедники, учителя и ученики» (Рамачарака. Религии и тайные учения Востока. М., 2004, С. 177). Перспективы для занимающихся джняна-йогой открываются весьма далекие: «На определенной ступени развития в практике джняна-йоги человек сознает, что познающий, познание и познанное представляют собой единую сущность, а не три различных… существует только познание, познание и познание» (Вуд Э. Словарь йоги / Пер. с англ. Киев, 1996. С. 70). lxxxvii Прана – человеческое жизненное начало, жизненная сила, понимается она как дыхание и как энергия. Это один из видов жизненного ветра (вайю), связанный с сердечным центром и сердечным сплетением и потому со здоровьем и силой сердца. Другие ветры связаны с другими чакрами. Всемирная энергия, прана – это мировая душа, с которой стремится соединиться каждая индивидуальная душа. Солнечное сплетение – «самый большой аккумулятор пранической энергии, откуда она переливается в меньшие аккумуляторы, рассеянные по всему телу и к различным органам… Оно состоит из белого и серого мозгового вещества, так же как головной и спинной мозг... Название этого сплетения “солнечным” очень удачно, потому что из этого места, как из солнца, излучается энергия и сила ко всем частям тела, и даже большой мозг зависит в своей работе от энергии, посылаемой солнечным сплетением» (Рамачарака. Религии и тайные учения Востока. С. 84–85). lxxxviii Мантра – это самхит, магическое заклинание в индуистских и буддийских религиях, формула, используемая в тантризме для вхождения в состояние медитации. Мантра внушается ученику в ходе его инициации.