Православие и современность. Электронная библиотека.

Примечания:

[1] "Многие изобретения и открытия в других областях науки потрясли и озадачили бы Аристотеля, но самые яркие и неожиданные результаты психологических исследований… заставили бы его поднять брови только на мгновение" (Э. Тулвинг). "…Результаты 100 лет исследований памяти несколько обескураживают. Мы установили надежные эмпирические обобщения, но большинство из них столь очевидны, что известны даже десятилетнему ребенку" (У. Найссер) (3).

[2] "Человек - тайна для самого себя. Неужели эта тайна запечатлена окончательно и нет никакого средства раскрыть ее? Да! Запечатлел ее для человека грех, запечатлело ее для него падение его. Человек лишен истинного самовоззрения и самопознания. Доколе я пребываю в падении моем, дотоле тайна - человек - пребывает для меня неразъяснимою: извращенный, пораженный слепотою разум мой недостаточен для раскрытия ее. Не понимаю души моей, не понимаю тела моего; понятия, которые думаю иметь о них, оказываются, при рассмотрении не поверхностном и нелегкомысленном, очень недостаточными, по большей части ошибочными. Блуждают во мраке самообольщения и заблуждения мудрецы мира, возмечтавшие и произнесшие о человеке учение произвольное и суетное, заменяя истину предположениями; в ту же пропасть самообольщения и заблуждения влекутся слепцы, руководимые слепцами. Тайна - человек - отверзается в степени, доступной и нужной для нас, вочеловечившимся Богом, Господом нашим Иисусом Христом, в Нем же суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна (Кол. 2, 3). Приобретаемое при посредстве Божественного откровения познание о человеке все еще остается относительным: относительным к ограниченности постижения нашего, относительным к существенной нужде в познании. Бог дарует нам самовоззрение и самопознание, необходимое для покаяния, для спасения, или, что то же, для вечного блаженства нашего; но основная причина создания человека, существенное условие бытия его, самое существо его ведомы единому Богу" (Св. Игнатий Брянчанинов. Слово о человеке. - Спб., 1995, с. 8-9).

[3] Слово "паттерн" в переводе с английского означает "узор".

[4] Пресинаптические изменения, постсинаптические и т.д.

[5] Констатация существования таких законов природы, вероятно, будет равносильной признанию особого физического статуса психических явлений (как, например, электрических, магнитных и других), свойства которых таким образом окажутся выходящими за рамки свойств, предписываемых прочим материальным явлениям законами современной физики.

Ситуация, когда человек исследует "один на один" только то, что доступно исключительно его собственному наблюдению, с точки зрения "дурной" позитивистской эпистемологии - ситуация непригодная для строгого научного исследования. Поэтому ситуация, когда человек исследует на самом себе физиологические причины появления у него сознательных образов, наблюдаемых только им самим, считается позитивистами ситуацией, так сказать, "запрещенной правилами игры".

[6] Считается, что автоматически подобные реакции могут происходить при состояниях так называемых "эпилептических трансов", снохождении (лунатизме), сноговорении и т.п. [7] Поскольку физиологические способы констатации смерти являются условными, то, основываясь только на этих способах, трудно понять, как нужно относиться к многочисленным опытам людей, пережившим так называемую "клиническую смерть", поскольку, опираясь только на вышеупомянутые способы констатации, нельзя исключить возможность того, что эти опыты являются отнюдь не посмертными, а прижизненными. Не исключено, что подобные опыты во многих случаях - результат прижизненного аномального функционирования мозга (так называемые "онейроидные состояния", описанные в психиатрии, а также состояния, возникавшие у пациентов У. Пенфильда при электрическом раздражении коры больших полушарий, весьма их напоминают) например, в результате болезненного состояния мозга, или же в результате бесовского воздействия (см. Житие святых мучеников Тимофея и Мавры). [8] "Смерть - великое таинство. Она - рождение человека из земной временной жизни в вечность. При совершении смертного таинства мы слагаем с себя нашу грубую оболочку - тело и душевным существом, тонким, эфирным, переходим в другой мир, в обитель существ, однородных душе" (Св. Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. - Сочинения, т. 3. - СПб., 1886, с. 69). [9] Удивительно, ученые могут зарегистрировать наличие бесчисленного множества разных природных явлений внешнего мира, измерить огромное множество параметров и характеристик этих явлений, но вот констатация того, что в вашем сознании возник образ "индейца", тем более измерение его параметров датчиками и измерительными приборами для науки вещь недоступная. [10] На этом принципе основан известный детектор лжи, который, однако, непосредственно может детектировать только физиологические реакции, обычно сопровождающие определенные эмоциональные переживания. Ни саму осознанную ложь, ни сами эти эмоциональные переживания он обнаружить не может. [11] Принципиально недоступно непосредственное проникновение в мир мыслей другого человека не только для человеческого разума, но и для разума существенно более совершенного - разуму демона. "Но как же духи нечистые знают наши мысли? - Они не прямо их в душе читают, а познают из обнаружения во внешних чувственных признаках, то есть из наших слов и действий. Но они никак не могут проникнуть в те мысли, которые еще не вышли из внутрь души..." (Преп. Кассиан Римлянин. Борьба с помыслами и духами злобы, п. 169. - Добротолюбие, т. 3. - М., 1993). [12] К такому выводу в результате своих исследований пришли уже упомянутый Д.К. Икклз и У. Пенфильд, один из известнейших специалистов в области электрофизиологии мозга. "Проведя годы в попытках объяснения разума исключительно на основе деятельности мозга, я пришел к выводу, что гораздо проще (и логичнее) принять гипотезу, что наше существо состоит из двух основных элементов" (души и тела). "По всей видимости, разум действует независимо от мозга, так же, как программист действует независимо от своего компьютера, хотя в некоторых вещах он может зависеть от работы компьютера" Wilder Penbield. The mystery of the mind, pp. 70-80. Princeton, 1975 - цит. по 17, с. 83).