Православие и современность. Электронная библиотека.

[3] Вопреки известным фактам. Например, см. описание экспериментов с мироточивыми черепами в Киево-Печерской Лавре, проведенных в XIX веке (С. Дестунис. "Жития святых", август 28, СПб., 1904 г.), а также исследование исцеления по молитве перед Козельщанской иконой Божией Матери, светилами психоневрологии XIX века - Шарко и Корсаковым ("Сказание о чудотворных иконах Богоматери..." (21 февраля), Коломна, 1993 г.).

[4] Это теперь уже немолодое направление в современной науке носит название "научный креационизм" и существует со своими научными ассоциациями, НИИ, периодической печатью, системой подготовки аспирантов и т.д.

[5] "Желательно, чтоб кто-либо из православных христиан, изучив положительные науки, изучил потом основательно подвижничество православной Церкви и даровал человечеству истинную философию, основанную на точных знаниях, а не на произвольных гипотезах" (Св. Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. Сочинение, т. 3, СПб., 1886).

Моим крестным детям - Марии, Алексию

и Михаилу адресуется и посвящается.

Беседа первая Почему люди решили, что мир самобытен И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? (Иов. 12, 7-9) Мир управляется бесконечным Разумом. Чем больше я наблюдаю, тем больше я открываю этот Разум, светящийся за тайной существующего. Я знаю, что надо мною будут смеяться, но я мало забочусь об этом, легче содрать с меня кожу, чем отнять у меня веру в Бога... мне не надо верить в Него - Я вижу Его. Ж.А. Фабр. [1] Лектор. Вам, наверное, случалось встречаться с таким мнением о Православии: "Православие - это хорошо. Православие преподает людям высокое нравственное учение о любви к ближнему, любви до самопожертвования; православное учение - это великая сокровищница житейской мудрости; православная вера позволяет людям переносить тяжелейшие невзгоды; на Православии построена наша национальная культура; с Православием связаны многие героические страницы русской истории и т.д., но это - сказка. Да, хорошая, мудрая, даже очень полезная, но…все-таки сказка. А почему? Да просто потому, что то, что утверждает Православие, совершенно не соответствует тому, что говорят современные ученые, не соответствует тем фактам, которые предоставляет нам наука". Слушатели. Конечно, слышали. Вы говорите: "Земля - плоская", а ученые доказали, что она - круглая. Земля вращается, это всем известно. А как обошлись инквизиторы с Галилеем? Чуть на костре не сожгли, и за что? За то, что утверждал, что Земля вертится. А куда вы отправили Джордано Бруно? Не туда же ли? Лектор. Прежде чем говорить о суждении Церкви по этим вопросам, нам надо точно уяснить, где мы можем слышать ее голос, раскрывающий нам Божественное Откровение, которое содержит в себе всю полноту того, что принадлежит истине" [2]. Согласно православному Св. Преданию мы слышим этот голос (голос, содержащий чистую истину без лжи [3]) - в Св. Писании, постановлениях Св. Вселенских Соборов, Правилах Св. Апостолов, Св. Соборов и Святых Отцов, в Церковных Уставах [4]. Необходимо сказать, что в соответствии с догматом VII Вселенского Собора (кстати, с тем же догматом, которым утверждено иконопочитание), согласное суждение Святых Отцов (прославленных Святою Православною Церковью угодников Божиих) является источником, прибегая к которому, мы также можем познавать истины Божественного Откровения, и этот источник - не замутненный примесью лжеучений. Вот и давайте посмотрим, что писали Святые Отцы о Земле. В VIII веке в городе Дамаске жил один замечательный человек, звали его Иоанн. Он известен нам как собиратель суждений Святых Отцов, отразивший эти суждения в известном трактате "Точное изложение Православной Веры". Сам Иоанн вел подвижнический образ жизни и причислен к лику святых; мы зовем его "преподобный Иоанн Дамаскин". Произведения этого Отца являются столь высоко совершенными, что Святая Церковь называет его "вторым Моисеем" (арабское Житие), а греческое Житие Преподобного приводит изречение самой Пресвятой Богородицы о совершенстве его творений: "Жаждущие должны приступить к воде этой. Должны…купить у Иоанна безупречную чистоту в учении и в делах". Что же написано о Земле в "Точном изложении" преподобного Иоанна? - "Некоторые говорят, что земля - шаровидна, другие, что она - конусообразна". Заметим, что здесь ничего не говорится определенно, а лишь приведены разные мнения. В качестве одного из частных мнений в этой книге приводится идея о плоской форме земной поверхности. Теперь по поводу вращения. Снова обратимся к "Точному изложению" преподобного Иоанна и посмотрим, что там сказано по этому поводу. О солнце, например, говорится, следующее: "Солнце производит изменения и чрез них год; а также и дни, и ночи: первые - восходя и находясь над землею, вторые - погружаясь под землю". О созвездиях зодиака: "Зодиакальный круг движется по косой линии". Слушатели. Ну вот! Это-то мы и имели в виду. Значит, по-вашему Земля стоит, а все остальное - и в частности Солнце, созвездия зодиака - вращается. Это нам известно. Это - геоцентрическая система Птолемея, давно себя изжившая и отвергнутая наукой.