Православие и современность. Электронная библиотека

Один из наиболее значимых элементов просветительской и миссионерской деятельности епархии — проповедь. И Владыка постоянно обращается с отеческим наставлением к своей многочисленной пастве не только с амвона, но и через современные СМИ: дает интервью, принимает участие в радио- и телепрограммах, он-лайн конференциях; общается с интернет-пользователями: на информационно-аналитическом портале Саратовской епархии «Православие и современность» уже много лет существует раздел «Вопрос архиерею».

А вопросы, которые задаются сегодня архиерею Русской Православной Церкви, весьма разнообразны. И все же в основном почти все они об отношении Церкви к явлениям современного мира, определяющим нашу жизнь, как внешнюю, так и внутреннюю; о том, как стать христианином вопреки всеподавляющему потребительскому духу времени, когда все ширится пропасть между тем, что требует от нас секулярное общество, и тем, что ожидает от нас Господь. Для христианина важно соотносить свое понимание злободневных проблем с позицией Церкви, чтобы во всех обстоятельствах жизни хранить веру православную, хранить нравственную чистоту, семейную традицию и преданность своему народу и Отечеству.

В сборник «Человек не может жить без Бога» вошли статьи и беседы Епископа Саратовского и Вольского Лонгина, а также его ответы на вопросы посетителей портала «Православие и современность» и корреспондентов разных изданий: информационных агентств «Интерфакс», «СаратовБизнесКонсалтинг», «Взгляд-инфо», федеральных и региональных выпусков газет «Известия», «Российская газета», «Московский комсомолец», «Аргументы и факты», журналов «Альфа и Омега», «Фома», «Нескучный сад», «Православие и современность».

По мнению Владыки, величайшая ложь нашего времени — утверждать, что мы живем в постхристианскую эпоху, то есть в мире без Бога, ибо Господь вчера и сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13, 8) — всегда с нами. Вот только как мы будем жить, каждый человек решает для себя сам. И слово Владыки да поможет кому-то преодолеть барьер на пути к воцерковлению — на пути к Богу, кому-то поможет сделать главный жизненный выбор: с кем он?

Игумен Нектарий (Морозов)

Статьи и беседы

Беседа о современном монашестве1 Странное время Мы живем в очень странное время. Его называют сложным, его называют благодатным, его называют временем возрождения, но уместнее всего было бы назвать наше время странным. Как никогда увеличилась пропасть между верой, благочестием и тем, что происходит в мире. С одной стороны, мы должны радоваться тому, что открываются храмы, что в Церковь приходят новые люди. Ведь многие сегодня сознательно пришли к Богу уже в зрелом возрасте. И в то же время мы видим, как мир меняется в худшую сторону: множество людей живет в атмосфере, еще более тяжелой и удушающей, чем в советские годы. Все это, конечно, накладывает отпечаток и на церковную жизнь. Мы пытаемся восстановить церковную традицию после многолетнего разрыва. Наша Церковь переживает состояние разобщенности поколений, отсутствия преемственности. Наверное, в меньшей степени это проявляется в служении священническом, в большей — в жизни монашеской. Монашество — это особое служение в Церкви Божией; это жизнь в Боге, которая требует научения от людей, в свою очередь опытно познавших и перенявших ее у своих предшественников. Мы знаем, что в советские годы монашеская жизнь лишь едва теплилась: существовало несколько действующих монастырей, где образ жизни, отношения между насельниками часто были обусловлены внешними обстоятельствами. Традиции даже дореволюционного монашества во многом были утрачены. Я говорю «даже», потому что и до революции монашескую жизнь в России далеко не во всем можно назвать благополучной: она была очень сильно повреждена. Об этом писали и великие наши подвижники, такие, как преподобные оптинские старцы и святитель Игнатий (Брянчанинов). Сегодня в церковной среде сохраняются представления о Российской империи, о Церкви и русском монашестве того времени как о высоком, недостижимом идеале, к которому нужно стремиться всеми силами. Это программа-максимум для очень многих людей. На самом деле идеализация здесь неуместна: и революция 1917 года, и смена общественного строя, и изменение отношения к Церкви были бы невозможны, если бы в течение десятилетий, даже столетий, в русской церковной жизни не накапливались ошибки, хотя внешний ее облик был очень величественным.