Православие и современность. Электронная библиотека

Есть и еще одна (главная) причина обращения к гадалкам и колдунам: эгоистичная привязанность человека к земной жизни и ее удовольствиям, нежелание жить по заповедям Божиим и понести ради Него хоть небольшой труд терпения в болезни тела для спасения своей бессмертной души. Сам Господь сказал: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16, 26). Однако люди часто выбирают быстрое и временное облегчение. Они обращаются к колдунам и прельщенным потому, что «дарования диавола дешевы и их легко приобрести»20.

Действительно, Церковь говорит нам о том, что исцеление — это обязательно плод усилий, плод длительного труда по исправлению самого себя. Священник, как правило, советует самому больному и его близким прибегнуть к таинству Покаяния, посту, молитве. Он не скрывает того, что это трудно. Но тот, кто решает все же пойти к «бабке», не желает трудиться: он выбирает чисто внешнее действие, без усилий, без перемены своего сердечного устроения.

Мы не должны обманываться и тем, что часто так называемые «народные целители» используют иконы и свечи. Известно, что сам сатана способен принимать вид Ангела света (ср.: 2 Кор. 11, 14). Целители же часто отправляют в храм тех, кто к ним приходит, даже рекомендуют им креститься, причаститься, но при этом категорически запрещают упоминать на исповеди о своей «помощи». Может ли человек, делающий доброе дело во имя Божие, советовать врать на исповеди, врать Богу? Все дело в том, что диавол дает свою силу тем, кто ему служит. А что может быть приятнее для диавола, чем глумление над святыней?

Для нашего спасения необходимы две силы: доброе произволение самого человека и благодатная помощь Господа каждому, кто обращается к Нему с доверием. Эта помощь — Божественная благодать — подается только в таинствах Церкви, важнейшие из которых — Покаяние и Причащение. Святые отцы утверждают — и это опять-таки опыт всей Церкви,— что в таинствах непостижимо действует Сам Господь, даже если священник по каким-либо причинам в чем-то недостойно исполняет свое служение. Поэтому нельзя удаляться по собственной воле от Бога и Его Церкви, по слову Господа: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).

И последнее: возможен ли выход из состояния прелести? Он только один — через искреннее покаяние и обретение смирения. Необходимо сделать выбор. Если есть вера и доверие Богу, Он способен исцелить любой недуг.

Очень тяжело на душе. Недавно начала задумываться о жизни, о Господе, о близких своих, о вере, но, видно, поздно... В Интернете начиталась, что не в каждый храм ходить можно. Стало еще хуже… Смерти боюсь панически, боюсь умереть не по-христиански, одна надежда, что Господь помилует. Подскажите, как жить?

Мне кажется, что Ваше состояние вызвано во многом неправильными представлениями о сущности нашей веры. Вы бываете в храме, Вы пытаетесь молиться — это очень хорошо и необходимо каждому человеку. Давайте попытаемся разобраться, что же привело Вас к такому унынию. Да, все мы люди грешные, грешим постоянно и ежечасно, и лучше всего это понимали как раз те люди, кого ныне мы почитаем святыми. «Держи ум свой во аде и не отчаивайся»,— вот один из главных принципов христианской жизни, сформулированный преподобным Силуаном Афонским21. Что же дает нам силы не отчаиваться? Мы, православные христиане, знаем, что милосердный Господь принимает наше чистосердечное исповедание в любое время и подает отпущение наших грехов в таинстве Исповеди. Прийти «поздно», как Вы пишете, невозможно: Господь с одинаковой любовью приемлет и первых, и последних — работников одиннадцатого часа, как говорится в евангельской притче (см.: Мф. 20, 1). Кстати, часто ли Вы читаете Евангелие, без которого невозможно прийти к Богу, к вере? Сколько раз в Вашем письме звучит: «Мне страшно… Я боюсь»? Но прочитайте Евангелие и обратите внимание на то, как Господь обращается к Своим ученикам: Не бойтесь (Лк. 12, 4) — и к ищущим помощи Его: Не бойся, только веруй (Лк. 8, 50). Есть еще очень важные вещи, о которых необходимо помнить, чтобы жить по-христиански. Нужно научиться верить Богу, в молитве вверяя Ему себя самих и наших близких. Вам особенно необходимо молиться о муже и дочери, но просить в молитве не того, что нам в данный момент кажется наилучшим, а просить Господа подать нам необходимое для нашего спасения, для жизни вечной. Нужно помнить и о том, что иногда приходят болезни и скорби и они тоже попущены Господом как средство для очищения нашей души, что они необходимы на пути к вечности. Нам, христианам, надо научиться принимать и переносить их с терпением и благодарением. Начните регулярно бывать на богослужении в храме — любом храме Русской Православной Церкви, который ближе к Вашему дому или к которому расположено Ваше сердце. Регулярно приступайте к таинствам Исповеди и Причастия. Молитесь за богослужением, которое само по себе обладает удивительным действием: утешает скорбящих, вразумляет ищущих. Молитесь дома, откройте молитвослов, попытайтесь найти слова, необходимые Вам. Не отступайте и не отчаивайтесь: хранит Господь всех любящих Его (Пс. 144, 20).