Православие и современность. Электронная библиотека

Я не совсем понимаю, почему иконы и кресты «должны даваться даром». Дело в том, что кто-то же эти кресты и иконы делал. Мастера, которые их изготавливают, тоже должны на что-то жить. Если они пойдут в магазин, никто не даст им даром хлеба, молока; их не освободят от обязанности платить за квартиру, газ, электричество и т.д. Деньги — это эквивалент определенных отношений в обществе, в котором все мы живем. Трудящийся достоин пропитания (Мф. 10, 10),— так говорится и в Священном Писании.

В православном храме нет никаких «обязательных платежей», здесь есть только добровольные пожертвования. Что касается совершения таинств, исполнения треб — да, это должны делать бескорыстно. Если человек имеет возможность и желание сделать при этом пожертвование на храм, он его делает. Если такой возможности нет, крещение, отпевание будут совершены бесплатно. Если в нашей епархии в каком-то храме это нарушается, пожалуйста, сообщайте мне: я буду принимать меры. С другой стороны, для верующего человека нет никакой проблемы в том, чтобы сделать пожертвование на храм: он понимает, что это необходимо. Ведь храмы опять же существуют не в безвоздушном пространстве: их нужно содержать, ремонтировать, платить зарплату тем, кто там работает.

Как Церковь относится к лечению гомеопатией?

Гомеопатия — одна из разновидностей медицины, которая сегодня считается вполне традиционной. Многие достойные люди, в том числе и прославленные ныне в лике святых — святитель Феофан Затворник, святитель Игнатий (Брянчанинов) — лечились гомеопатическими средствами и рекомендовали их своим близким и духовным чадам. Другие, не менее достойные люди, относились к гомеопатии с настороженностью. Поэтому лечение гомеопатией — вопрос личного выбора человека, и только.

Нормально ли, что на всех федеральных каналах регулярно обсуждают лунные календари, совершенно серьезно рассказывают о ведьмах, колдунах, пришельцах, показывают «битвы экстрасенсов»? Биоэнергетики активно рекламируют себя в СМИ, а «бабы Ани» обещают вернуть мужа на фоне иконы. Это правильная информационная политика или я чего-то не понимаю?

Это абсолютно ненормально, так же как потоки жестокости, насилия и порнографии, которые льются на зрителей с телеэкранов. Это коммерция. К сожалению, никакие протесты общественности, Церкви — а она неоднократно предупреждала о разрушительности современной политики телевидения и других СМИ для жизни нации — не имеют результатов. Слишком большие, даже огромные деньги зарабатываются на этом безобразии. Поэтому даже попытки создания Общественного совета наблюдения за нравственностью в СМИ с крайне размытыми функциями встречены в штыки, а их инициаторам объявлена беспощадная война. Что-то непонятное творится с моим братом. Он заговаривается, очень боится заходить в церковь, говорит, что видит всякую нечисть. Врачи поставили диагноз — шизофрения. Как нам помочь ему? Раньше мамина сестра постоянно приносила какую-то воду и говорила, что она заговоренная от болезней, брат ее пил. Может, она навела порчу? Если Вашему брату поставлен диагноз «шизофрения», то, скорее всего, его видения — следствие болезни, и было бы правильным прежде всего исполнять все рекомендации врачей. Следует бороться с болезнью, а не с диагнозом. К сожалению, часто бывает так, что люди, у которых диагностирована психическая болезнь, и их близкие начинают бороться именно с диагнозом: они пытаются доказать всем: самим себе, больному, окружающим, что человек на самом деле здоров, что у него «порча» или другие «временные сложности». Этим можно только усугубить болезнь. Психические заболевания возникают по самым разным причинам. Поэтому прежде всего, чтобы помочь брату, исполняйте рекомендации специалистов: чем лечиться, как понять больного человека и общаться с ним. А что касается «заговоренной от болезней» воды, то, к сожалению, проблема не в том, что кто-то мог с ее помощью «навести порчу», а в том, что в принципе нельзя обращаться к разного рода колдунам, экстрасенсам, гадалкам и прочим. Церковь все время говорит об этом, но люди не хотят слушать: они почему-то доверяют «бабкам» больше, чем врачам и духовенству. Опыт любого священника показывает: после обращения к «целителям» человеку становится еще хуже. Попробуйте научиться относиться к болезни брата по-христиански — как к испытанию, которое попущено человеку Богом по Его милости,— возможно, для того, чтобы и он, и Вы обратились к Нему, приложили усилия, чтобы узнать свою веру, начали жизнь в Церкви, прибегая к таинствам Исповеди и Причастия.