Православие и современность. Электронная библиотека

У нас трое деток, средний сын — приемный, взят из Дома ребенка. Биологическая мать малыша — проститутка, наркоманка. Ребенок не крещен. Говорят, что ребенок отвечает за грехи своих родителей и его нужно отмаливать. У малыша проблемы со здоровьем, будем оперировать. Хотим покрестить перед началом лечения, но воцерковленных кандидатов в крестные нет. Что посоветуете?

Один из вас, приемных родителей (для мальчика, по традиции, нужен крестный отец), вполне может стать восприемником ребенка. Это тот самый случай, когда возможно установить настоящее духовное родство. И несмотря на то, что, действительно, греховная жизнь родителей не проходит для ребенка бесследно, Господь бесконечно милостив и способен исцелить любую немощь. История знает массу примеров, когда от не самого доброго древа получались добрые плоды — вырастали очень хорошие дети. Многое зависит от воспитания, от того, сколько любви ребенок получит дома, в своей новой семье, а главное,— от того, смогут ли родители вырастить его христианином. Для этого вам самим надо постараться стать сознательными христианами. Читайте Евангелие, почаще бывайте в храме, познакомьтесь по-настоящему с церковной жизнью (это вовсе не так сложно, как кажется на первый взгляд), с бесценным опытом Церкви — это действительно поможет вам в воспитании детей. Молитесь за них, почаще причащайте их Святых Христовых Таин — и положитесь на волю Божию. Очень часто дети приводят родителей в храм. Может быть, не только вы поможете в жизни вашему ребенку, но и он вам.

С мужем прожили 31 год, венчанные, верующие, трое детей. В семью приехала жить свекровь, и начались скандалы. Мужу словно завязали глаза, он перестал верить семье, то есть мне, детям. Когда в семье ругань и скандал, ей становится хорошо, она ходит веселая и радостная. Муж начал поднимать руки на меня и взрослых дочерей, обзывать, мы чуть не развелись. Свекрови 76 лет, она в полном здравии и уме. Помогите, подскажите, что делать?

Ответ, который я могу дать,— только терпеть свекровь. Очень часто матери слишком «по-хозяйски» относятся к своим детям (неважно при этом, сколько им лет), даже испытывают ревность, зависть к тому порядку, к тому ладу, который есть в их семьях. Но тем не менее надо как-то терпеть ее, потому что другого выхода нет: если возможно, в чем-то уступить, сделать все возможное, чтобы расположить свекровь к себе, молитесь о ней.

В каком-то смысле эта ситуация — испытание Вашей веры. Ведь заповеди Божии: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле (Исх. 20, 12); любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас (Мф. 5, 44) — даны нам без всяких оговорок и поправок на то, насколько хороши наши родители.

Я женат официально, но мы с женой не венчаны. Сам я не так давно начал воцерковляться, а жена в направлении Церкви не движется. Недавно мой духовник сказал мне, что нам надо венчаться, что наш брак является блудным сожительством и если мы не обвенчаемся, то к Причастию меня не допустят. Я прочел немало литературы, и везде говорится, что Церковь признает нецерковный брак и не считает его блудным сожительством. Посоветуйте, как мне быть? Кого слушаться: своего духовника или Священный Синод, который в документе от декабря 1998 года указал, что такой брак не грех? Слушаться нужно Священный Синод. Вот строки из документа, которым Церковь руководствуется в отношении современных проблем,— «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме... Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку» (гражданскому, в данном случае — зарегистрированному по гражданскому законодательству). Синод в данном случае основывается на словах апостола Павла: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? (1 Кор. 7, 12–14, 16) Духовники, которые Вам говорят противоположное, могут быть людьми благочестивыми, но, к сожалению, несколько некомпетентными. Поэтому живите в браке с Вашей супругой, но постарайтесь стать по-настоящему церковным человеком: ходите в храм, исповедуйтесь, причащайтесь, соблюдайте посты, живите по заповедям. Будем надеяться, что по Вашим молитвам за Вашу супругу она тоже придет к выводу о необходимости венчаться, причем осознанно, с пониманием того, что такое благословение Церкви на совместную жизнь и какие обязательства оно накладывает на человека. Бог да благословит Вашу семейную жизнь. Об авторе