Андрей Вячеславович Кураев

355 Экман У. Доктрины. Основы христианского вероучения. М., 1996. С. 208.

356 Зелинский Ф. Ф. Соперники христианства. Спб., 1995, с. 367.

357 Мелиоранский Б. М. Из лекций по истории и вероучению Древней христианской Церкви (I-VIII в.). Вып. 1. Спб., 1910, с. 66.

358 Кого имеет в виду Христос? Кого овцы не послушали и тем самым проявили рассудительность и духовную трезвость? Не следует ли из Его слов, что тот религиозный проповедник, чей голос слушают, уже тем самым не есть вор и разбойник? Но тогда получается, что гнев Христа направлен против тех людей, у которых и так нет никакого авторитета, которых и так никто не слушал. А если "вора и разбойника" и так не слушают - то стоит ли против него говорить? Значит, все сложнее: есть таки проповедники, за которыми люди идут - вопреки воле Христа... Не есть ли "овца" этой притчи последняя сердечная глубина, к которой допускает только "привратник", опознавший зов Господа? Только Бог, создавший человека, - знает ключ к его последней сердечной глубине. Все остальные подчиняют себе человеческую волю разбойничьим способом, - не благодатью, но человеческими средствами: медитациями и философскими рассуждениями, тварными чудесами, магией, авторитетом, силой оружия...

359 Комментарий Владимира Соловьева: "Он пришел принести на землю истину, а она, как и добро, прежде всего разделяет" (Соловьев В. С. Три разговора. С. 710).

360 Св. Иустин Философ. Апология 1 // Ранние Отцы Церкви. - Брюссель, 1988. С. 354.

361 Франк С. Л. Смысл жизни. Париж, 1925, сс. 88-89.

362 “Руки Твои сотворили меня, то есть Слово и Дух. Премудрость Слова создала меня, разум Духа сотворил меня» (св. Иоанн Златоуст. О вере. // Творения. т.9. кн.2. Спб., 1903. С. 989. 363 Подробнее см. Карташкин А. Хроника объявленной сенсации // Техника-Молодежи. 1993, №2. 364 Несмелов В. И. Наука о человеке. т.2. Казань, 1906, с. 354. 365 Сочинения древних христианских апологетов. - СПб., 1895, сс. 108-109. 366 Это литературный и весьма вольный перевод (Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопений. Перевод Н. Гребнева. Ереван, 1998, с.26). Буквальный звучит иначе – сдержаннее и “православнее”: “но коли близок день суда Господня, то и ко мне приблизилось царство Бога воплотившегося, Кто найдет меня более повинным, нежели эдомитян и филистимлян” (Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопений. Перевод с древнеармянского М. О. Дарбирян-Меликян и Л. А. Ханларян. М., 1988, с. 30). 367 “Когда один из сослужителей наших, будучи изнурен немощию и смущенный близостью смерти, молился, почти уже умирая, о продолжении жизни, пред него предстал юноша, славный и величественный; он с некиим негодованием и упреком сказал умирающему: “И страдать вы боитесь, и умирать не хотите. Что же мне делать с вами?”… Да и мне сколько раз было открываемо, заповедуемо было непрестанно внушать, что не должно оплакивать братьев наших, по зову Господа отрешающихся от настоящего века… Мы должны устремляться за ними любовью, но никак не сетовать о них: не должны одевать траурных одежд, когда они уже облеклись в белые ризы” (св. Киприан Карфагенский. Книга о смертности // Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского. М., 1999, с. 302). 368 Прот. Алексий Мечев. Надгробная речь памяти раба Божия Иннокентия // Отец Алексий Мечев. Воспоминания. Проповеди. Письма. Париж. 1989, с. 348.