Святитель Кирилл Иерусалимский

5. Отец Господа нашего Иисуса Христа не ограничен каким-либо местом и не менее неба, но, напротив, небеса есть дело рук Его и вся земля содержится в горсти Его. Он во всем, и вне всего. Не думай, будто Он меньше солнца или равен ему. Ибо Тот, Который первоначально сотворил солнце, должен быть несравненно более и светлее его. Он знает наперед будущее, Он могущественнее всего; знает и делает так, как хочет. Он не подлежит ни порядку вещей, ни велению звезд, ни случаю, ни судьбе; во всем совершенный, заключающий в Себе всю полноту совершенства, не возрастающий, но всегда одно и то же в равной степени имеющий; приготовивший грешным наказание, а праведным венец.

6. А многие различными путями удалились от единого Бога: некоторые обоготворили солнце, чтобы по захождении солнца, во время ночи, быть без бога; некоторые обоготворили луну, чтобы днем не иметь бога; иные — прочие части мира, иные — искусства, иные — снеди, иные — удовольствия. А некоторые, до безумия пристрастные к женщинам, на возвышенности поставив изображение нагой женщины и называя ее Венерой, в этом образе поклоняются своей страсти, а другие, быв поражены блеском золота, обоготворили как его, так и другие вещи. Если же кто положит в основание сердца своего учение о единовластительстве Божием и уверует в Него, тот истребит всю пагубу злого идолопоклонства и еретического обольщения. Итак, эту истину благочестия прежде всего положи при помощи веры в основание души твоей.

О Христе

7. Веруй также и в Сына Божия, единого и единственного, Господа нашего Иисуса Христа, в Бога, от Бога родившегося, в жизнь от жизни родившегося, в Свет от Света родившегося, Который по всему подобен Родившему, Который не во времени получил бытие, но прежде всех веков рожден от Отца вечно и непостижимым образом, Который есть премудрость Божия, и сила, и правда самобытная; Который сидит одесную Отца прежде всех веков; ибо Он не после страдания, быв увенчан, получил от Бога, как некоторые думают, но с самим бытием Своим престол одесную Его. Он рожден и всегда имеет Царственное достоинство, сидит вместе с Отцом, есть Бог и Премудрость и Сила, как сказано: вместе с Отцом царствует и все творить по воле Отца, не умаляясь, впрочем, в достоинстве Божественном; знает Родившего так, как знает Его Родивший. Кратко сказать, вспомни написанное в Евангелии: никтоже знает Сына, токмо Отец; ни Отца кто знает, токмо Сын (Мф. 11, 27).

8. Не отделяй Сына от Отца и не смешивай также, допуская Сыно-Отечество, но верь, что одного Бога один есть Единородный Сын, Бог-Слово прежде всех веков; слово не то, которое, будучи произнесено, разливается по воздуху, слово, не подобное словам не самобытным, но Слово-Сын, Творец существ словесных, Слово, слышащее Отца и Само говорящее. Впрочем, об этом, если позволит Бог, со временем пространнее будет сказано вам: я помню свое намерение сделать сейчас краткие наставления в вере.

О рождении от Девы

9. Веруй, что Единородный Сын Божий, ради грехов наших сошел с небес на землю, приняв на Себя подобное нашему человечество и родившись от Святой Девы и Святого Духа. Не в виде и призраке, но истинно совершилось вочеловечение Его; не прошел Он чрез Деву так, как через канал, но истинно воплотился от Нее; действительно ел, как мы, и действительно пил, как мы. Ибо если вочеловечение есть призрак, то и спасение будет мечтой. Два естества имел Христос: Он был человек, поскольку был видим, и вместе Бог невидимый. Как человек, Он действительно ел как мы (ибо имел плоть подобную нашей), а как Бог, напитал пятью хлебами пять тысяч человек; действительно умер, как человек, а четверодневного мертвеца воскресил, как Бог; спал на корабле действительно, как человек, и ходил по водам, как Бог.

О Кресте 10. Он истинно распят за грехи наши. Если бы ты захотел это отвергнуть, то видимое место обличило бы тебя, сия блаженная Голгофа, на которой собрались мы сейчас ради Распятого на ней. Да и вся вселенная имеет уже части древа крестного, а распят Он не за Свои грехи, а для того, чтобы мы освободились от наших грехов. Он и поруган был тогда людьми, и заушен был, как человек, но познан тварью, как Бог. Ибо солнце, узрев обесславленного Владыку, с трепетом затмилось, не вынося такого зрелища. О погребении 11. Он положен был в каменном гробе истинно, как человек, но ради Него расселись камни от страха; сошел в подземные места, чтобы и оттуда освободить праведных. Ибо хотел ли бы ты, скажи мне, чтоб живые наслаждались благодатью, тогда как большая часть из них неправедны, а те, которые от Адама на долгое время заключены были, не получили свободы? Пророк Исаия велегласно столь многое предвозвестил о Нем; не пожелал ли бы ты, чтобы Царь, сойдя, освободил провозвестника? Там был Давид, и Самуил, и все Пророки, и сам Иоанн, который говорит через посланных: Ты ли еси Грядый, или иного чаем (Мф. 11, 3)? Не пожелал ли бы ты, чтобы Он, сойдя, освободил их? О Воскресении 12. Но сошедший в подземные места вышел оттуда, и погребенный Иисус истинно восстал в третий день. И если когда-либо иудеи будут упрекать тебя, то ты не медля взаимно вопроси их так: если Иона в третий день вышел из кита, то почему же и Христу не восстать из земли в третий день? Если мертвый, прикоснувшийся к костям Елиссеевым, восстал, то неужели Творец всего не мог восстать силой Отца? Итак, воистину воскрес Он и, воскреснув, опять явился ученикам; и свидетели Его Воскресения — двенадцать учеников, которые не обольстительными словами засвидетельствовали Воскресение, но подвергли себя мучениям и смерти, подвизаясь за истину Воскресения. Если, при устех двою или триех свидетелей станет, как говорить Писание, всяк глагол (Мф. 18, 16), то о Воскресении Христовом свидетельствуют двенадцать человек; и неужели еще не веришь ты Воскресению? О Вознесении