Стеняев Олег /Беседы на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru

Я сразу сгибаюсь, нос мой опускается книзу, и я говорю: — Аллилуия, слава Богу! Если кто-то слишком доволен своей религиозностью и уверовал в непогрешимость своих позиций, в свое благочестие — бабах! — запой, да такой страшный, что приходится откачивать. Бог наказывает тех, кого Он любит. Поэтому я вам скажу сейчас фразу, которая, может быть, сейчас вас удивит: надо быть еще достойным болезни!

Вы знаете, кто будет абсолютно без всяких болезней, идеальным человеком в физическом смысле? Антихрист, сын дьявола, он будет самый красивый, самый накачанный, с прекрасной памятью и абсолютным здоровьем. Поэтому благодарите Бога за свои недуги, благодарите Бога за свои болячки: ведь это Он касается Своей рукой твоего сердца — и начинается какая-то аритмия, Он касается Своей рукой твоей головы — и ты чувствуешь какие-то мигрени. Он заботится о тебе.

Представьте себе такую ситуацию: ребенок прыгает в лужу, начинает кувыркаться в этой луже, и никто не обращает на него внимания. Что вы подумаете? Вы сразу подумаете: это беспризорный ребенок. Правильно? Другая ситуация: ребенок прыгает в лужу, начинает в ней кувыркаться, вдруг выскакивает мужчина, хватает ребенка, вытаскивает из лужи и лупит его. Ваша мысль: это его отец. Так же происходит и в духовной жизни.

Те люди, у которых нет проблем, у них одна серьезная проблема — духовная безотцовщина, они беспризорники духа. Они уже умерли, они имеют вид, как бы живы, но не знают, что духовная смерть уже коснулась каждого из них. И мы снова читаем текст: «И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри, — и ниже сказано: Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей» (Откр.6,5).

Андрей Кесарийский толкует так: «Черный конь, я думаю, означает плач об отпадших от веры во Христа по причине тяжести мучений». Отцы поясняют, что многие под вороным конем понимают бедствия голода, черный цвет коня означает скорби и печали. Вы видите, вся история Церкви показана в принципе: белый конь — это первоначальная христианская Церковь, потом была Церковь мучеников, потом показаны времена тьмы, отступления от веры.

Вы знаете, как называется отступление от веры по-гречески? Апостасия — есть такое слово. Святые Отцы учат, что перед пришествием антихриста будет страшная апостасия, люди будут отходить от веры, люди будут даже терять веру. Те, которые имели веру, они будут ее терять. Это будут очень тяжелые времена! Поэтому никто не может быть уверен за себя.

Андрей Кесарийский говорит, что этот черный цвет — это цвет траура, что надо оплакивать этих людей, которые были с нами и ушли от нас… И далее мы читаем: «Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей» (Откр.6,5). Что это за мера? Андрей Кесарийский поясняет: «Мера есть сравнение отпавших от веры или по наклонности и непостоянству ума, или по тщеславию, или же по немощи тела».

Вот сейчас мы и рассмотрим, как происходит падение, выпадание из духовной жизни. Иногда это происходит по наклонности. Что такое наклонность? Когда человек приходит на Исповедь, он называет свой грех, священник читает разрешительную молитву, ответственность за этот грех снимается. Но священник накладывает епитимию, для чего? Грех-то уже снят. Грех снят как ответственность за содеянный поступок, а наклонность к этому греху осталась. Бороться надо с причиной, которая порождает этот грех. Епитимия дается не для того, чтобы искупить содеянный поступок. Кровью Иисуса Христа с нас снимаются все грехи, и в Таинстве исповеди человек получает полное разрешение от греха как от содеянного поступка, и в День Суда он не будет за этот грех отвечать ни перед демоном, ни перед Ангелом, но наклонность-то сохраняется, и многие люди приходят и говорят: — Мы устали, у нас одни и те же грехи, мы постоянно исповедуем одно и то же. Так значит, чтобы не отпасть от веры, надо выявить главную дурную наклонность в себе и с ней начать борьбу. В «Добротолюбии» святые Отцы советуют: — Человек не может бороться сразу со всеми своими грехами, установите, какая самая главная дурная наклонность, и вот с ней начните борьбу. Справляясь с ней, вы сможете справиться и с другими вашими грехами. Следующая проблема: непостоянство ума. Что такое непостоянство ума? Об этом мы можем прочитать в Послании к Римлянам святого апостола Павла, это очень важный текст, объясняющий, что такое непостоянство ума. Здесь сказано следующее, в 1 главе с 21-го стиха и ниже: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели» (Рим.1,21-22), а ниже сказано: «…они не заботились иметь Бога в разуме» (Рим.1,28). Вот, оказывается, в чем мы нуждаемся: нам надо заботиться иметь Бога в разуме. Что это значит? Это значит, надо всегда помнить, что над тобой есть око видящее, ухо слышащее и книга, в которую записываются все твои деяния. Очень важно и нам ходить пред Богом. Если не можем ходить пред Богом, то должны ходить с Богом, то есть свою немощь отдать в руки Божии, опереться на Его святой Закон — вот это имеет значение для нас. Огромное значение. А непостоянство ума — это когда человек утром в воскресенье изучает Священное Писание, в середине дня читает Агату Кристи, детектив, а вечером смотрит мексиканский сериал. Я не против того, чтобы ваша жизнь была культурно богатой, но все-таки будьте выборочными, делайте более правильный выбор в отношении того, чему надо отдавать предпочтение в мире культуры. Читайте Достоевского — это великий православный мыслитель. Читайте русскую классику. Тот же Чехов — тонкий, прозорливый, у него такой внимательный тип восприятия жизни. Читайте святых Отцов. Каких святых Отцов? Вы знаете, иногда у людей возникает вот какая проблема. Я недавно говорил проповедь на эту тему, о пользе чтения святых Отцов, а потом у меня был такой случай.