Поэтика Православия : Избранные гимны преподобного Симеона Нового Богослова в стихотворном переводе с греческого. Симеон Новый Богослов, преп.

Эти три[8] — одно в единстве, Но одно и разделенье, Ведь всегда соединяясь, Постоянно разделяясь, Неслиянными бывают, Неделимыми на части. Коль одно из них отбросишь, То лишишься и других ты, ведь душа ума лишившись, Потеряв способность слова, Вся подобна бессловесным. Но и без души не могут Пребывать ни, ум ни слово.

А по образу ты можешь Представлять и Первообраз: Нет без Духа и не будет Ни Отца совсем, Ни Слова. Дух — Отец, Сын также Дух есть, Хоть и плотью Он облекся, Но и Дух, опять же, Бог есть; Три Они[9] всегда едины В существе и по природе, Точно так же, как едины Наши ум, душа и слово. Но Отец неизреченно Из Себя рождает Слово, И как ум мой происходит От души, скажу же лучше - Ум в душе моей всецело, Точно так же Дух исходит От Отца неизреченно И в Отце Он пребывает.

А как ум рождает слово, Произносит, посылает И для всех его являет, Но при том неотделенным Он от слова остается И в себе рождает вечно: Бог Отец не отделялся Никогда от Бога Сына[10], В Сыне Он бывает видим, Но и Сын в Нем пребывает. Этот образ совершенный, Хоть вполне он и не ясен, Показало ныне слово, Но познать его не сможешь Никогда ты и увидеть, Если прежде не очистишь.

Если прежде не омоешь Образ свой от всякой скверны, Если образ не достанешь - Весь засыпанный страстями - И не вытрешь совершенно, Также если не разденешь И, как снег, не убелишь ты[11] Весь божественный свой образ. Если ж сделаешь все это, Хорошо себя очистив, Доведя до совершенства Образ свой, то и тогда ты, Первообраз не увидишь, Не поймешь и не познаешь, До тех пор, пока тебе он Не откроется всецело Через Духа Всесвятого.

Ибо Дух всему нас учит, В несказанном свете славы Весь блистая и сияя; И по мере очищенья Всей души твоей от скверны Он в уме твоем покажет Умный мир[12], насколько сможешь Воспринять ты и увидеть, И насколько то возможно И доступно человеку. Станешь ты подобен Богу, Подражать Ему стараясь Всеми добрыми делами: Целомудрием, бесстрашьем И любовью к человеку, В искушениях терпеньем И к врагам своим любовью[13].

В том и есть любовь к всем людям, Если ты врагов жалеешь, Как друзей, добро творишь им, Как родным своим собратьям, Если молишься за всех ты, Кто тебе нанес обиды, И любовь всегда являешь Всем равно: и злым и добрым, Если душу ежедневно Полагаешь за спасенье Одного — чтоб не погиб он, Если ж можно, то за многих.

Так научишься ты, чадо, Подражать Творцу делами, Верным образом Владыки Станешь ты и совершенства Подражателем ты будешь. Но тогда тебе Создатель - Слушай, что скажу я дальше! - Ниспошлет Святого Духа: Не какую- то иную Он тебе подарит душу По сравненью с той, что ныне Ты имеешь[14], но вдохнет Он Внутрь тебя Святого Духа, Исходящего от Бога.

Этот Дух в тебя вселится, Обитать в тебе Он будет, Просветит и осияет Он тебя, соделав светом, И всецело переплавит[15], Сделав тленное нетленным, Обновит Он, — говорю я, - Обветшавшее жилище - Дом души твоей погибшей. Вместе с нею Он все тело От истления избавит И тебя по благодати Богом сделает, подобным Первообразу — о чудо! О неведомая тайна, Что познать никак не смогут Все, кто страстью одержимы, Что неведома всем гордым, Миролюбцам, славолюбцам, Что всегда от всех гневливых И злопамятных сокрыта, От завистливых и пьяниц, Блудников и злоязычных, Плотолюбцев, сребролюбцев И обжор, и тайноядцев[16], Празднословов, сквернословов И беспечных и ленивых, И от тех, кто ежечасно. Покаянье не приносят, Кто не плачут ежедневно, Кто являют непокорность, Кто всегда со всеми спорят, Кто живут без всяких правил[17], И от тех, кто, величаясь, Почитают себя чем-то, Будучи ничем[18], конечно, Кто гордятся пред другими Ростом, силой и здоровьем, Красотой лица и тела Или чем-либо подобным, И от тех, кто не имеют Сердца чистого[19], не просят С теплотой сердечной Бога, Чтоб им дал Святого Духа, Кто не веруют, что Дух сей, Всем желающим дается В наше время, как и прежде, Ведь неверье отгоняет Пребожественного Духа. Кто не верит, тот не просит, Не просящий — не приемлет[20], Не принявший — мертв, конечно, А о мертвом как не плакать, Что себя живым считает, Мертвым будучи всецело? Мертвецы ведь мертвых видеть И оплакивать не могут, А живые, видя мертвых, Огорчаются и плачут, Потому что видят чудо Но понять его не могут: Умерщвленные как будто И живут, и даже ходят, И слепые — мнят, что видят, И глухие — мнят, что слышат. Да, они живут и видят, Но как рыбы или птицы, Да — и думают, и слышат, Но подобно бессловесным: Чувством чувствовать не могут, В мертвой жизни[21] пребывая. Можно жить ведь неживому, Можно зрячему не видеть, И имея слух — не слышать. - Как? скажи мне. Слушай дальше. Те, кто здесь живут по плоти, Кто на здешнее лишь смотрят, Кто божественные речи Слышат плотскими ушами, Все они духовно глухи, Слепы и мертвы всецело, Возрожденья к новой жизни Не сподобились от Бога[22], Не восприняли и Духа, И глазами не прозрели, И Божественного света Не увидели, слепые, И Святого Духа голос Не услышали, глухие. Как же могут таковые Христианами считаться? Но божественного Павла Ты послушай, или лучше - Самого Христа, так ясно Говорящего об этом: “Человек был первый перстным, Из земли ведь был он создан, Человек второй — небесный, Ибо Он с небес спустился”[23]. Будь внимателен к словам сим. Ведь каков был первый, перстный, Таковыми все земные Люди, перстными, рождались, А каков Христос Небесный, Таковыми все бывают Те, кто веруют Владыке[24], Возродившееся свыше И крестившееся Духом[25]. Бог — родивший, таковыми И рожденные бывают От Него: от Бога — боги, И Всевышнего сынами Называет их Писанье[26], Ибо Бог усыновил их. Слышал Божьи изреченья? Слышал, как Он отделяет Верных Богу от неверных, Как дает им знак, отличье, Чтоб ученьями чужими Все они не обольщались? От земли — сказал Он, — первый, Ибо создан был он перстным, От небес — второй, Владыка Всей земли, с небес сошедший.