Кириллова Ксения

Свидетели, допрошенные судом по ходатайству ответчика, Грузинцева Н. В., Джафаров Х.М., Беженарь Г.В., чьи близкие являются членами религиозной общины, показали, что их жены, муж, дочь имеют такие карточки и отказываются от переливания крови по соображениям своих религиозных убеждений.

Свидетель Арсенкина В.Г., член организации, сообщила суду, что в декабре 1999 года перенесла операцию по удалению почки, с самого начала отказалась от переливания крови, имеет личный медицинский документ с отказом от переливания крови, полученный в религиозной организации.

Позицию организации в вопросе переливания крови объективно подтверждает факт существования Комитета по связям с больницами. О деятельности данного Комитета суду дал показания свидетель Проценко Д.Д. руководитель Комитета и член организации Свидетели Иеговы с 1993 года. Целью работы Комитета является предоставление врачам информации о возможности оказания медицинской помощи без переливания крови. Свидетель также подтвердил, что ему приходилось навещать верующих в больницах в период их лечения для поддержания морального состояния.

Свидетель Москалев Д.В. показал, что в их общине Рештаненко Людмиле потребовалась операция с возможным переливанием крови. В конкретной больнице делать бескровную операцию отказались, возможности перевезти ее в другую больницу не было. На протяжении всего периода времени возле этой женщины находились соверующие, стараясь подкрепить ее в позиции отказа от переливания крови, что свидетельствует об оказании психологического воздействия на члена организации.

Свидетель Омельяненко Н.М., врач-гематолог, показала, что в больнице № 40 г. Москвы, где она работает заведующей отделением, в 1996 году проходил лечение Семитко Павел, 18 лет. Состояние больного было крайне тяжелым, требовалось переливание компонентов крови. Больной, ссылаясь на свои религиозные убеждения, категорически отказывался от переливания крови. Со слов врача ей известно, что на отказе от переливания крови, несмотря на тяжесть состояния, настаивали посещавшие больницу соверующие, утверждавшие, что они привезут заменители из Санкт-Петербурга. В дальнейшем врачи вынуждены были перелить больному кровь во время сна, спасая его от смерти. В другом случае больная отказалась от лечения, при этом попросила поговорить на данную тему с ее братом по организации. Этот человек отказался обсуждать вопрос целесообразности медицинской помощи, улыбнулся и молча ушел, больная Молчанова Ю.Ф. лишилась возможности получить лечение и шанса хотя бы ненадолго продлить свою жизнь. Указанные факты подтверждаются записями в медицинской карте больной, где зафиксировало, что больная отказалась от переливания крови по религиозным соображениям.

Показания свидетеля подтверждаются также записями в медицинской карте больного Семитко П.В., обозревавшейся судом. В документе отражено, что больной отказывается от переливания крови по религиозным соображениям и что такое переливание ему требуется по жизненным показаниям. Савостин С.И. проходил лечение в одной из клиник Москвы, нуждался в переливании крови, отказался от этой процедуры по религиозным соображениям, что подтверждается записями в медицинской карте. Отказ и религиозные мотивы такого решения изложил в отдельном заявлении, переданном при поступлении в больницу. Указанные медицинские документы исследованы судом.

Миногина Л.Я. страдала онкологическим заболеванием, нуждалась в проведении операции, к материалам медицинской карты приобщено медицинское распоряжение об отказе от переливания крови по религиозным соображениям с освобождением врачей от ответственности за последствия такого отказа, лечение прервано, больная выписана из больницы. Рыбченкова Е.В. поступила в больницу для родовспоможения, выразила согласие на операцию кесарева сечения, однако от переливания крови отказалась по религиозным соображениям, что зафиксировано в медицинском документе. В карте имеются отметки о крайне тяжелом состоянии больной с повторяющимся отказом от гемотрансфузии (переливания крови). Одновременно об отказе от переливания крови жене заявил муж пациентки, согласившийся на любой исход, вплоть до смертельного. В материалах дела имеется письмо Департамента здравоохранения г. Москвы перечисляется ряд случаев отказа от переливания крови членов организации по религиозным мотивам, что привело к серьезным последствиям, ухудшению состояния здоровья, увеличению сроков лечения, усугублению течения заболевания, невозможности оказать предложенную медицинскую помощь. От переливания крови, в частности, отказалась Карпухина В.А., что подтверждено выпиской из истории болезни; Хорошаев М.Я. В НИИ педиатрии РАМН проходила лечение новорожденная Суворова Софья, поступившая в крайне тяжелом состоянии. Мать девочки категорически отказалась от переливания крови ребенку по религиозным соображениям, даже при жизненной необходимости такой процедуры. В медицинских документах четко указано, что необходимость переливания крови была вызвана жизненными показаниями, переливание крови могло хотя бы на короткое время стабилизировать состояние ребенка. В числе письменных доказательств суду представлены разъяснения известного специалиста в области гематологии Воробьева А.И., который констатирует наличие некоторых заболеваний, когда переливание крови и ее компонентов является необходимым. Свидетели Таричко Ю.В. и Слепушкин В.Д., хирурги, специалисты в области бескровной хирургии, подтвердили, что отказ от переливания крови на сегодня рассматривается как перспективное направления развития медицинской науки. Однако в настоящее время полностью отказаться от переливания крови невозможно. Доводы ответчика о том, что отказ от одного вида помощи нельзя рассматривать в качестве отказа от любой медицинской помощи, суд находит неубедительными, поскольку отказ от переливания крови может привести к смертельному исходу, когда другой способ лечения окажется невозможным. Учитывая, что установление факта причинения вреда здоровью даже одному человеку является доказанным нарушением закона, деятельность московской общины Свидетели Иеговы не может быть продолжена.

Суд установил, что религиозная община Свидетелей Иеговы г. Москвы наносит ущерб здоровью граждан, что выражается как в склонении к отказу от переливания крови, так и в отрицательном влиянии их деятельности на состояние психики и психологическое здоровье своих последователей». Бесчеловечность запрета на переливание крови очевидна. Это невиданное по своей жестокости и не имеющее под собой никакого библейского основания положение иеговистского учения является, по сути, преступным. В ряде случаев оно нарушает такие конституционные нормы, как право на жизнь (п.1 ст.20 Конституции) и право на охрану здоровья и медицинскую помощь (п.1 ст.41 Конституции). В том, что касается запрета на переливание крови несовершеннолетним детям в связи с религиозными убеждениями родителей, Рекомендация Парламентской ассамблеи Совета Европы № 1178 от 1994 г. «Секты и новые религиозные движения» прямо указывает, что: «В пояснительном меморандуме к рекомендации особо упоминается об "исключительной власти" (параграф 7. а), которой располагает суд для защиты здоровья ребенка, например чтобы сделать возможным срочное переливание крови ребенку, если это необходимо, но происходит в противовес желаниям родителей» Если же обратиться к российскому законодательству, согласно п.2 ст.14 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" «Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются… склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии» Ввиду всего вышеизложенного, остаётся только повторить вывод Головинского суда, согласно которому исходя из того, что установление факта причинения вреда здоровью даже одному человеку является доказанным нарушением закона, деятельность организации «Свидетели Иеговы» не может и не должна быть продолжена.   4)      Финансовая сторона поклонения Иегове Одной из своих отличительных особенностей в сравнении с другими подобными им организациями «Свидетели Иеговы» называют то, что у них нет обязательных фиксированных пожертвований. Иеговисты утверждают, что «Бог любит радостного дарителя», а потому в организации каждый жертвует, сколько может, и деньги в организации – далеко не главное. Действительно, стоит отметить, что в секте нет обязательной «десятины» (требования жертвовать на нужды организации десятую часть зарплаты), однако финансовые поборы с адептов тем не менее весьма и весьма значительны.