Кириллова Ксения

(юридический анализ сущности

общества «Свидетелей Иеговы»)

1. Предисловие 2. Благодарности 3. Вступление 4. Тоталитарная секта: реальность или миф. 5. Наличие гуру. 6. Контроль сознания: 6.1. Контроль поведения: 1) Наличие разнообразных обязанностей. 2) Наличие строгих запретов 6.2. Контроль информации: 1) Запрет общения с неиеговистами, ограничение свободы на получение информации, контроль над личной жизнью. 2) Запрет на получение высшего и дополнительного образования 3) Система всеобщего доносительства 6.3. Контроль мышления: 1). Техники, останавливающие мышление: монотонное скандирование, пение, общая молитва. 2). Запрет на критические вопросы о культе или лидере, проще говоря, отсутствие инакомыслия. 3). Отрицание любых других учений, верований, религий. 6.4. Контроль эмоций 7. Индоктринация фобий: 1). Чувство вины 2). Страх перед Армагеддоном 3). Боязнь выхода из секты: А) «Лишение общения» Б) утрата культового знания – пути, ведущего к «Вечной жизни» 8. Отрыв от мира: 1) Запрет на общение с неиеговистами, разрушение семьи. 2) Отрицание всей существующей реальности, отрыв от мира, негативизм. 3) Отказ от патриотизма, уважения государственности: А) Отказ от исполнения гражданских обязанностей. Б) Призывы к нарушению закона ради организации. 9. Прозелитизм (обман при вербовке, эзотерический разрыв) 10. Иные особенности секты: 1) Новояз 2) Нарушение прав малолетних 3) Запрет на переливание крови 4) Финансовая сторона поклонения Иегове 5) Что такое рай иеговистов? Предисловие Данная книга представляет собой попытку объективного анализа сущности того явления, которое известно как Всемирная религиозная организация «Свидетели Иеговы». В прессе и многих исследовательских изданиях, как правило, встречается достаточно негативная оценка деятельности данного религиозного объединения. В свою очередь, защитники Свидетелей подчёркивают, что вышеуказанная информация носит сугубо клеветнический характер, обусловленный исключительно конкуренцией между организацией и традиционными религиями, в частности, Русской православной церковью. Действительно, когда в характеристике Свидетелей используются термины исключительно религиозного содержания (лжепророки, дьявольская организация и т.д.), зачастую создаётся впечатление стандартной религиозной войны, а слишком негативная и преувеличенная оценка иеговистов некоторыми СМИ, напротив, вызывает ответную негативную реакцию против авторов публикаций и обвинения в адрес Церкви в попытке насильственного насаждения православия путём уничтожения конституционной свободы совести и вероисповедания. Именно поэтому в данной книге я стараюсь дать максимально объективную оценку РО «Свидетели Иеговы» в первую очередь не с религиозной, а с юридической и психологической точек зрения, ссылаясь на имеющиеся судебные решения и экспертизы, предметом которых являлось именно содержание учения и практической деятельности организации на территории РФ. На основе имеющихся прецедентов, мнения психологов, лингвистов и религиоведов, а также личных впечатлений от общения с иеговистами мы постараемся представить полную картину того, чем вызвана обеспокоенность широких кругов населения от свободной деятельности данной организации на территории РФ, а также осветить некоторые моменты, наиболее часто искажаемые при попытках поверхностно охарактеризовать организацию и её приверженцев.    Оговорюсь сразу, что исследование организационного устройства, вероучения организации «Свидетели Иеговы», принципов её построения и функционирования, а также влияния, оказываемого ею на жизнь конкретного человека, ни в коей мере нельзя расценивать как дискриминацию кого-либо из адептов организации по признаку вероисповедания. Напротив, хотелось бы лишний раз подчеркнуть, что приверженцы данной религии ни в коем случае не должны быть жертвами притеснений ни с правовой, ни с моральной и социальной точек зрения. К сожалению, негативно оценивая деятельность организации и её учение, многие граждане, особенно представители традиционных религиозных течений, позволяют себе неуважительные и даже оскорбительные замечания в адрес рядовых иеговистов. В связи с этим в данной книге присутствует специальный раздел, посвящённый разоблачению типичных заблуждений относительно Свидетелей Иеговы. Лично от своего имени хочу попросить всех, кто так или иначе ознакомился с этой книгой, относиться к представителям этой и иных религиозных групп доброжелательно и с уважением. Образно выражаясь, подменять понятия «секта» и «адепт секты» равносильно подмене понятий «сталинский режим» и «простой советский служащий». Даже если Вы согласны с тем, что учение организации ошибочно, вспомните, что не одно поколение наших отцов и дедов также служили ошибочной и утопической идее.   Также хотелось бы обратить внимание на то, что целью данной публикации является отнюдь не разжигание религиозной розни. Напротив, всё чаще звучащие в нашем обществе призывы к толерантности побуждают максимально терпимо относиться к различным религиозным взглядам и уважать право на свободу вероисповедания, но также необходимо помнить о других правах личности, которые недопустимо нарушать под прикрытием религиозных взглядов, а также о недопустимости злоупотребления правами. Свобода совести и вероисповедания ни в коем случае не должна противоречить основным принципам законности и гуманизма, а также приоритетной ценности прав и свобод человека (ст. 2 Конституции РФ). Поэтому в данном случае речь только об ограничении злоупотребления свободой религии и недопущении распространения сектантства. Предвидя возражения, сразу поясню, что слово «секта» употребляется в отношении данной организации не автоматически, «по привычке», а при тщательном психологическом и правовом анализе данного понятия, чему будут посвящены отдельные главы. Также заранее хочу извиниться за употребление неприятного для адептов слова «иеговисты», которое само не несёт никакой отрицательной смысловой нагрузки и представляет собой всего лишь сокращённое название секты. Сокращение сделано по стандартным правилам русского языка (коммунист, идеалист и т.д.), поэтому мне не кажется, что его употребление может как-то затронуть религиозные чувства верующих. Что же касается трактовки данной организации как «тоталитарной секты» или «деструктивного культа», этому как раз посвящены первые главы данной книги. Итак, начинаем с самого начала…     Тоталитарная секта: реальность или миф?