Кириллова Ксения

Таких примеров можно привести множество. Достаточно сказать, что в программе Областного конгресса Свидетелей Иеговы «Послушание Богу», проходившего 13-14 августа 2005 г. в ДК «Уралмаш» г. Екатеринбурга звучала речь «Не следуйте искусно вымышленным басням», где наряду с добрачным сексом баснями и сатанинской ложью объявляется необходимость получать высшее образование и искать достойную работу. В специально разыгранной сценке было взято интервью у мальчика, который рассказывал, как его учителя настаивали на том, чтобы он поступал в ВУЗ и как переживали, если кто-то не поступит, он же «не поддался искушению» и гордо заявил, что предпочёл пионерское служение поступлению, и что не собирается продолжать образование. В том, чтобы устоять против «басни и лжи» ему помогла какая-то фраза из «Сторожевой башни». Поступок этот подаётся как даже не подвиг, а единственно возможный поступок истинного Свидетеля, высшее образование и работа трактуется как зло, несовместимое со служением. Мальчик отказал учительнице, то есть достойно прошёл испытание. Любое другое его поведение было бы преступлением. Обращаясь к судебной практике, можно сделать вывод, что подобная ситуация складывается повсеместно.

В Московском решении отмечается, что «организация ориентирует детей не участвовать в получении дополнительного образования, несущего в себе воспитательную нагрузку, поскольку такое воспитание расходится с идеями и взглядами самой организации. В ходе исследования обнаружили негативное отношение к дополнительной программе, которая развивает детей, приобщает к культуре».

В Челябинском решении приводятся факты, что родители двух девушек студенток жаловались, что они, попав в эту группу, бросили учебу и стали заниматься только распространением литературы. Когда Абалмазова С. А. попыталась поговорить с одной из этих девушек, девушка стала убеждать ее, что на нее возложена миссия по спасению Земли.

Возникает вопрос, почему Свидетели Иеговы так негативно настроены по отношению к получению адептами образования? Причины здесь следующие:

- высшее образование занимает слишком много времени, которое можно было бы уделить служению;

- оно ориентирует молодёжь не на «служение Иегове», а на достижение в жизни успеха и карьерного рост (обе эти причины выделяют сами свидетели)

- оно, добавим от себя, развивает у людей критичное мышление и расширяет кругозор, способствуя разностороннему развитию личности, что, естественно, создаёт препятствия для контролирования сектой сознания адептов.

В заключении Экспертизы № 5 также отмечается, что светское образование оценивается в иеговистской литературе «однозначно негативно». Апогеем нарушения прав человека является фактический призыв к самоотречению ради «служения». Уже на примере императивности обязанностей, неослабевающему контролю со стороны организации за их выполнением и степени вовлечённости человека в череду постоянного выполнения «теократических заданий» можно составить представление о тоталитарном характере данной секты. Однако «тотальный», как мы уже разбирали, означает «всеобъемлющий», «всеобщий», стремящийся подчинить себе не только поступки человека, но и его внутренний мир, систему восприятия и оценки информации, а также цели и побуждения. Если контролирование систем восприятия и оценки информации относится уже к таким видам контроля сознания, как контроль мышления и информации, то жизненные приоритеты человека можно сформировать как раз путём контроля поведения, давая оценки различным его поступкам как наиболее значимым или, напротив, незначительным, а то и вовсе недопустимым (вообще стоит оговориться, что при полном подчинении человека системе необходима совокупность всех четырёх видов контроля). Суть же самоотречения заключается в том, что сектанту внушается, что он обязан поступиться своими желаниями, мечтами, жизненными целями, временем, здоровьем, семейными обязанностями, то есть всеми своими личными неотчуждаемыми правами ради служения организации. Здесь под контроль ставятся не только отдельные стороны времяпрепровождения человека (длительность рабочего дня, получение образования), но неограниченный спектр его ежедневных поступков (встречи с друзьями, отдых, общение с домашними). Лозунг очевиден – НИЧТО не должно мешать служению. Так, в Московском решении суд отмечет, что помимо рекомендаций по выбору работы, религиозная община определяет и режим свободного времени своих членов, запрещает им отмечать праздники и дни рождения. Реализация этого запрета, согласование своей частной жизни с мнением религиозной общины, подтвердили суду как члены организации Арсенкина В.Г., Буренков Д.Г., Слободенюк Е.Л., так и их близкие, которые вынужденно соблюдают те же запреты. Арсенкина В.Г., работая в фольклорном ансамбле, отказывается от участия в выступлениях коллектива, если это происходит в связи с общепринятыми праздниками. В частности, Грузинцева Н.В., отказавшаяся от праздников из уважения убеждений мужа, Землянская Р.А., которую муж лишил привычных знаков внимания, перестал поздравлять с какими-либо праздниками и днями рождения. Основополагающий конституционный принцип, закреплённый в ст.2 Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» в данном случае не только игнорируется, но и напрямую отрицается, так как «высшей ценностью» считается исполнение указаний руководства организации. Если говорить коротко, человек обязан посвятить этой цели всю свою жизнь, отказавшись от права самостоятельно ею распоряжаться. Именно эта мысль звучала на протяжении всего Областного конгресса Свидетелей Иеговы «Послушание Богу», проходившего, как уже говорилось, 13-14 августа 2005 г. в ДК «Уралмаш» г. Екатеринбурга. Особенно явно она подчёркивалась в речи для принимающих крещение «Пусть ваше да означает да». Как следовало из речи, «посвящение себя Иегове» означает предоставление ему (точнее, его «видимой земной организации, то есть ВиБРу) права полностью распоряжаться жизнью адепта. В иеговистской литературе этот тезис также находит подтверждение: “Сторожевая Башня” от 01.10.1999, с.9: “Поэтому, радость и благословения семейной жизни должны иногда отступать на задний план перед теократическими обязанностями” Организованы проводить наше служение стр. 114-115: "Какими бы ни были твои личные обстоятельства - если ты крещен... можешь исполнить требование 60 часов проповеднического служения в месяц... Ты должен быть в состоянии соблюдать практический план, позволяющий тебе проводить в полевом служении требуемое количество часов" "Письмо кандидату на служение в Вефиль": "не думай, что ты сможешь всегда поступать по своей воле /.../ Тебе придется отодвинуть на задний план твои личные желания и склонности /.../ чтобы быть в состоянии исполнять поручаемые тебе служебные задания" "Ежедневно разбирать писания!" (01.07): "ты с готовностью оставляешь все свои личные стремления /.../ ты навсегда отдаешь всю свою жизнь и всё, что в неё включается, Иегове Богу" "Сторожевая Башня от 15 декабря 1996 г, с.12-13: "Не позволяй миру диктовать тебе свои взгляды на то, что важно в людской системе вещей. Пусть в каждой сфере твоей жизни будет видно, что первостепенное для тебя исполнение Божьей воли" (С. 13); "...Необходимо, чтобы миллионы людей которым Свидетели Иеговы помогают изучать Библию, осознали, что исполнение Божьей воли - первостепенное в жизни"