Кириллова Ксения

В результате вышеприведённых примеров суд согласился с заключением комплексной экспертизы, проведенной комиссией специалистов в составе религиоведов, лингвиста, психолога, литературоведа, согласно которому «Свидетели Иеговы подчиняют семейные отношения догматике принадлежности к общине, оказывая давление на личность в направлении подмены ценности института «семья» ценностью института «наша организация». Безоговорочное подчинение всем установлениям и текущим решениям руководства Свидетелей Иеговы, резкое отгораживание от широкой окружающей среды детей, молодежи и взрослых, заполнение большого количества времени деятельностью по поручению организации (вплоть до почасовой отчетности) — все это следует расценивать как деструктивные тенденции по отношению к семейной жизни. В текстах Свидетелей Иеговы отсутствует прямое принуждение к разрушению семьи, но осуществляется и предлагается к осуществлению прямое психологическое давление, чреватое разрушением семьи».

С приведенным заключением совпадают выводы специалистов, изучающих влияние действий окружающих на психику и психологию людей.

Свидетель Волков Е.В., занимающийся изучением психологии, показал, что к нему лично неоднократно обращались за помощью люди, чьи родственники оказались в организации Свидетелей Иеговы, дважды мужья по поводу своих жен, больше родители по поводу разрушения их семейных отношений с детьми.

Свидетель Кондратьев Ф.В., психиатр, показал, что ему приходилось видеть по экспертизам и обращениям граждан, что существует технология вовлечения в подобные организации, происходит бомбардировка любовью, утверждается, что вновь пришедший самый любимый человек, что организация его новая семья. Дальше идет установка стены между вновь вовлеченными и родственниками, друзьями. Ему не раз приходилось видеть, как разваливаются семьи.

Свидетель Полищук Ю. И., психиатр, показал, что он работал с Комитетом по спасению молодежи, видел множество писем от родителей, беседовал с людьми узнавал, что все в семье было нормально, но началось увлечение организацией, и рождался конфликт.

 В Челябинском решении указывается, что в службу доверия поступило три звонка, которые были связаны с прекращением семейных отношений в связи с обращением кого-либо из семьи к этой религии.

Примеры разрушительного влияния организации на семейные отношения имеют место и в Екатеринбурге. Так, на одном из занятий Школы теократического служения имело место показательное интервью, в котором немолодая женщина с гордостью рассказывала, что у её мужа было много друзей (старые друзья семьи), которые периодически приглашали их с мужем на праздники и иные мероприятия. Она отказывалась, разорвала контакт со всеми старыми друзьями, молилась, чтобы они оставили их в покое. На собрания женщина, напротив, ходила регулярно и, несмотря на протесты семьи, не пропустила ни одного. В другом случае многодетная мать столкнулась с ситуацией, когда посещение собраний мешало заботе о детях. Разумеется, она выбрала посещение собраний. Таких примеров множество, и следует подчеркнуть, что данные конфликты воспринимаются сектантами как подвиг, противостояние «влиянию Сатаны», а потому единственно допустимое поведение.

Отражается эта позиция и в литературе организации: "Сторожевая Башня" от 01.10.95 г. - С. 9: "...Если ты по-настоящему любишь родных, ты не поддашься на усилия заставить тебя бросить изучение Божьего Слова. Только оставаясь твердым, ты поможешь им понять, что жить согласно учения Христа, означает саму жизнь" "Что от нас требует Бог?". 1996. - С. 17: "Жена может решиться уйти от мужа, если ... (муж) яростным сопротивлением препятствует ей поклоняться Иегове" "Что от нас требует Бог?". 1996. - С. 9: «Кто-то из твоих близких может очень рассердиться на тебя за то, что ты изучаешь Библию… Но кому ты обязан своей жизнью? Сатана хочет запугать тебя, чтобы ты перестал узнавать об Иегове. Не позволяй Сатане одержать верх! "Объединены в поклонении единому истинному Богу", с. 152: «… не вступать в брак с не служащими Иегове» Следует заметить, что подобные высказывания напрямую противоречат действующему законодательству, начиная с общих принципов, закреплённых в Конституции (п.1 ст.38 Конституции: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства») и Семейном кодексе РФ (п.1 ст.1 Семейного кодекса: «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства»), и заканчивая конкретными положениями. Так, согласно п.4 ст.1 Семейного кодекса, «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Естественно, призыв не вступать в брак с лицами, не являющимися членами данной организации, является формой ограничения прав граждан при вступлении в брак по признаку религиозной принадлежности, а следовательно, прямым нарушением названной нормы. Как вывод, можно отметить, что в п.2 ст.14 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" отмечено, что «Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются… принуждение к разрушению семьи»   Неудивительно поэтому, что выводы экспертов относительно влияния деятельности организации на семью совпадают с выводами суда. Так, в Заключении № 1, взятом за основу в Московском решении, как уже было сказано, указывается, что «Свидетели Иеговы подчиняют семейные отношения догматике принадлежности к общине, оказывая давление на личность в направлении подмены ценности института "семья" ценностью института "наша организация". Безоговорочное подчинение всем установлениям и текущим решениям руководства Свидетелей Иеговы, резкое отгораживание от широкой окружающей среды детей, молодежи и взрослых, заполнение большого количества времени деятельностью по поручению организации (вплоть до почасовой отчетности) - все это следует расценить как деструктивные тенденции по отношению к семейной жизни».