Кириллова Ксения

- постоянном ощущении нахождения под подозрением, ожидании слежки или очередной проверки, невыносимой атмосфере недоверия в сочетании с сильнейшим желанием загладить свою вину и доказать преданность «Организации Иеговы», что приводит к ещё более сильной возможности эксплуатации личности организацией. Здесь следует пояснить, что в книге «Организованы…» на с.148 указано, что «Старейшины следят за тем, чтобы исключенному давалось достаточно времени - может быть, много месяцев, год или еще дольше - чтобы он мог доказать, что его утверждение о раскаянии искренно. Когда корпорация старейшин получает письменное ходатайство о восстановлении, комитет, который разговаривает с исключенным, взвешивая доказательства и дела богоугодного раскаяния, и решает, можно или нельзя восстановить его в данное время… Когда правовой комитет убедился, что исключенный искренне кается и что его следует восстановить, тогда делается объявление о восстановлении и упоминаются какие-нибудь ограничения, действительные до тех пор, пока это лицо не достигнет опять некоторой духовной силы». Таким образом, человеку приходится зачастую терпеть гнёт ограничений и доказывать свою преданность организации на протяжении нескольких лет.

Естественно, в таких условиях возникает непрекращающаяся стрессовая ситуация, имеющая свойство как бы «втягивать» человека в череду мук совести и переживаний, из которой он уже не может выбраться самостоятельно. Эта система делает человека очень уязвимым и усугубляет его зависимость от создателей стрессовой ситуации как единственных личностей, способных снять создавшийся стресс (даровать прощение, снять подозрения). Самооценка адепта в этом случае подменяется оценкой со стороны других людей, другими словами, он начинает видеть себя глазами старейшин и полностью зависеть от их мнения о себе (в секте это называется «смотреть на вещи глазами Иеговы»). Это ведёт к формированию неадекватной самооценки и, в конечном итоге, к разрушению личности (вспомним, как неугодным властям лицам в Советском Союзе внушали, что они являются «врагами народа»). Конечно, такая ситуация создаёт благоприятную почву для эксплуатации чувства вины, так как, чтобы заслужить прощения, адепт готов ещё более самоотверженно трудиться на благо организации. Справедливости ради следует сказать, что, как правило, пройдя через многочисленные тернии недоверия, он всё же получает в конце долгожданное прощение. В Экспертизе № 4 в связи с этим отмечается, что в секте наблюдается «манипуляция вознаграждениями и наказаниями, привилегиями в иерархической структуре и санкциями». Разумеется, это является ещё одной неотъемлемой частью механизма контроля сознания.

Более того, зачастую лучшим способом вернуть себе былое расположение старейшин является собственный донос на кого-либо из членов собрания, и «провинившийся» всеми силами старается найти свою «жертву», чтобы доказать преданность руководству, в связи с чем система доносительства работает без сбоев.   

 

3. Контроль мышления. Это ещё один неотъемлемый вид контроля сознания. Сюда входят:

1). Техники, останавливающие мышление: монотонное скандирование, пение, общая молитва.

Если рассматривать данный признак применительно к иеговистам, следует оговориться, что, в отличие от неопятидесятнических сект, активно использующих методики транса, у Свидетелей Иеговы не так развиты невербальные техники воздействия на сознание. Целью применяемых ими приёмов является формирование у адептов сознательных установок, а не создание «условных рефлексов» при помощи контроля подсознания. Однако полностью исключить подсознание из сферы своего воздействия не согласится ни одна тоталитарная секта. Естественно, самый эффективный метод воздействия на него – использование так называемого «эффекта толпы», названного Юнгом «коллективным бессознательным».

Так, у иеговистов в обязательном порядке исполняются песни Царства, которые поются коллективно в начале и в конце каждой встречи собрания, кроме книгоизучения, а также в перерывах между разными частями встречи. В соответствующей литературе, присланной из Вефиля (например, НЦС) заранее указан номер песни, которая будет исполняться. Исполнение песни – сродни священному ритуалу. Участие в нём обязательно для каждого, как обязательно и особое состояние при исполнении, а именно, восторженность и благоговение, фанатичное рвение, с которым происходит «восхваление Иеговы». Текст песен зачастую ещё примитивнее журнальных статей, музыка односложна, но неизменно одно: данные тексты последовательно, как и любая другая литература, издаваемая Обществом, «проводят в жизнь» сектантское учение. Вот некоторые примеры иеговистских текстов, взятых из сборника песен «Пойте хвалу Иегове», 99г.: № 56 - «К действию вера нас побуждает, К верности движет любовь. Рвенье к Царю даёт сил нам в служеньи – Прочь гоним гордость всё вновь. Все дни Иегова – сильный в сраженьи – Верными быть нам велит.