Ксения Кириллова

Данное определение является академическим, поскольку содержится как в "Атеистическом словаре" советского времени3, так и на страницах учебника "Религиоведение", изданного в 1998 году под редакцией профессора, доктора философских наук, заведующего кафедрой философии религии и религиоведения МГУ, члена Совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации И.Н.Яблокова4.

Кроме научной разработанности понятия «секта», оно нередко используется и в международном законодательстве, что позволяет принять данный термин как в той или иной мере устоявшийся. Сюда следует отнести Постановление Европейского парламента «О сектах в Европе» от 12 февраля 1996 года, где, в частности, указано, что: «Европейский Парламент…принимая во внимание, что многие существующие в Европейском Союзе религиозные и прочие секты действуют абсолютно легально и поэтому имеют право на то, чтобы их собственные организации и деятельность были защищены гарантиями свободы личности и вероисповедания, содержащимися в Европейской Конвенции по правам человека… призывает правительства стран-членов не предоставлять статус религиозной организации автоматически, - а в случаях, когда речь идет о сектах, которые замешаны в незаконных или преступных деяниях, обдумать возможность лишения их статуса религиозного объединения, который гарантирует им налоговые льготы и определенную правовую защиту». Также существует Рекомендация Парламентской ассамблеи Совета Европы № 1178 от 1994 г. «О сектах и новых религиозных движениях». Этим же термином пользовалось посольство ФРГ в официальном дипломатическом документе - вербальной ноте №2604 от 22 ноября 1995 года, адресованной российскому МИДу. Во Франции существует закон от 30 мая 2001 года "О предупреждении и профилактике сектантских течений, ущемляющих основные права и свободы человека". Рассматривая его требования, Парламентская Ассамблея Совета Европы в принятой 18 ноября 2002 года Резолюции №1309 (2002) "Религиозная свобода и религиозные меньшинства во Франции" также употребляет термин "секта".

На национальном уровне (в Российской Федерации) термин «секта» также начинает входить если не в законодательные акты, то, во всяком случае, в акты, имеющее юридическое значение. В этой связи следует отметить Постановление Конституционного Суда РФ от 23 ноября 1999 г. N 16-П, прямо предусматривающее, что «Государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем, чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской деятельности (в том числе в связи с проблемой прозелитизма), если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам, а именно сопровождается предложением материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в церковь, неправомерным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия и т.п.». Данным понятием широко оперируют также различные государственные органы, в частности, Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ в прилагающемся к Письму №2510/3774-96-27 от 21 августа 1996 года "Информационном материале о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим"; Министерство внутренних дел РФ в прилагающейся к письму №1/17464 от 23 октября 1996 года в Государственную Думу РФ справке "О деятельности в России некоторых иностранных религиозных организаций"; Министерство образования РФ в прилагающейся к письму № 549/28-16 от 12 июля 2000 года "Информации о деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений".

Имеются также случаи, когда термин "секта" и производные от него применяли российские судебные органы. Так, данным термином оперировал Хорошевский межмуниципальный народный суд СЗАО г. Москвы в решении от 21 мая 1997 года (дело 2-1208) по иску Общественного комитета защиты свободы совести, Левинсона Льва Семеновича, Осадчева Михаила Семеновича и Балуковой Натальи Александровны к Дворкину Александру Леонидовичу и Отделу религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.

Судебная практика в РФ также признаёт термин «секта» как вполне допустимый. Так, Дзержинский федеральный суд Центрального района г. Санкт-Петербурга в решении от 4 августа 1999 года (дело № 2-237) по иску М.Е.Слободян к редакции газеты "Новый Петербург", В.А.Агеевой и Е.Е.Терентьеву о защите чести, достоинства и деловой репутации отмечал следующее:

"Истица утверждает, что употребление слов "секта", "сектанты" применительно к организации, членом которой она является, оскорбляет ее чувства и порочат ее честь и достоинство. Вместе с тем суду представлены выписки из различных словарей и энциклопедии, из которых следует, что слово "секта", как понятие, общеизвестно и употребляется в отношении религиозных организаций, которые исповедуют взгляды довольно узкой группы людей по сравнению с подавляющим большинством. Следовательно, употребление слова "секта" не может оскорбить чьих-либо чувств."

Кузнецкий районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в решении от 6 июня 2001 года пришел к следующему выводу: "употреблявшееся понятие "секта" общеизвестно и используется в отношении религиозных организаций, исповедующих взгляды узкой группы людей по сравнению с подавляющим большинством. Следовательно, употребление слова "секта", по мнению суда, не может оскорбить чьих-либо чувств. Словосочетание "тоталитарная секта" является научным и публицистическим термином, отражающим отношение конкретного лица к той или иной религиозной организации. Предъявляя иск, истцы пытаются принудить ответчика в судебном порядке отказаться от выражения своих мыслей и убеждений". Существует решение Калининского районного суда г. Челябинска от 02.10.2000 г., проигранное Свидетелями Иеговы, в котором на протяжении всего текста судебного решения данная организация именуется сектой.

Таким образом, термин "секта" и производные от него получили широкое распространение в научном и религиозном мире, применяются зарубежными законодателями, фигурируют в международных нормативно-правовых актах и документах органов государственной власти Российской Федерации, использовались отечественными судами разных инстанций - и, следовательно, отмахнуться от понятия «секта» как от надуманного, несущего только религиозное значение, нельзя. Более того, интересен тот факт, что и неопятидесятнические секты, ратуя за свободу совести и недопустимость использования термина «секта», сами активно используют его. Так, в основанном екатеринбургской сектой Библейском колледже «Новая жизнь» официально существует предмет, называемый «Религии и культы». Очень многие моменты, используемые харизматами при описании культов, взяты из «Сектоведения» А.Л. Дворкина, но в значительно урезанном виде. Какие-то моменты, разумеется, подгоняются таким образом, чтобы у студентов не возникло ассоциаций с «Новой жизнью». Так, в данном курсе вычитывается понятие культа и его признаки, общие особенности дл культов, куда харизматы относят ограниченность, закрытость группы; догматизм, нетерпимость к другим взглядам; непоследовательность (изменяемость учения) и уникальность (утверждение, что только культ способен решить проблемы). Все перечисленные признаки в той или иной форме встречаются и в самой «Новой жизни». О методиках контроля сознания и иных признаках тоталитарной секты разработчики курса тактично умалчивают, зато дают подробную классификацию «культов», подозрительно перекликающуюся со столь нелюбимым сектантами «Сектоведением». Так, в Библейском колледже изучают псевдохристианские, «восточные», псевдонаучные, синкретические и оккультные культы. Любопытно, что и для поступления на обучение в находящийся в г. Йошкар-Оле неопятидесятнический Миссионерский центр необходимо, в частности, написать автобиографию, в которой следует в том числе степень вовлечённости в оккультизм, гомосексуализм, культы, религии, секты. Таким образом, можно сделать вывод, что сами неопятидесятники признают термин «секта» и свободно относят к нему те или иные религиозные организации. Однако чтобы грамотно оперировать данным понятием, необходимо выделить основные признаки тоталитарных сект. Под «тоталитарным» обычно понимается режим, при котором осуществляется полный, всеобъемлющий (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества и отдельного человека, бесправие рядовых членов, отсутствие инакомыслия. При этом не имеет значения, кто осуществляет данный контроль и какие идеи используются в обоснование необходимости контроля. Как правило, термином ДЕСТРУКТИВНЫЙ КУЛЬТ (ТОТАЛИТАРНАЯ СЕКТА) обозначают: особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками. Схожее определение можно встретить материалах Канадской организации «Инфо-Калт»: «Тоталитарная секта – это пользующаяся манипулятивными приёмами группа, которая эксплуатирует своих членов. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена». Наиболее полно признаки тоталитарных сект выделены у профессора Дворкина. Впрочем, они сходятся у разных учёных, будь то религиоведы, психологи или политологи. К основным признакам тоталитарной секты и деструктивного культа можно отнести: 1. культовое знание (схема счастья). Это тот метод, с помощью адептам гарантируется богатство, здоровье или единение с Богом. 2. наличие методик контроля сознания: контроль мышления, поведения, информации, эмоций. 3. наличие харизматического лидера (живого или мертвого). Гуру – сверхчеловек, чьей воле нужно подчиняться безоговорочно и быстро, причём инакомыслие недопустимо. Согласно идеологии сект, приказ гуру - это безоговорочная воля самого Бога. Место гуру может также занимать группа лиц или целая организация.