Святослав Кобов-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫ -ИСЛАМСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА-Содержание-Введение-ГЛАВА 1. Источники исламского

Первоначально под джихадом понималась деятельность членов мусульманской уммы по распространению ислама мирными средствами. При этом запрещалось использование методов вооруженной борьбы. Считается, что данное понимание определялось малочисленностью общины и необходимостью защитить ранних мусульман от уничтожения, которое могло стать результатом открытой конфронтации с противниками.

Второй этап, когда джихад был разрешен, но не являлся обязательным. Это случилось во время переселения Мухаммада, на дороге между Меккой и Мединой. Абу Аббас сказал: «Когда Пророк вышел из Мекки, Абу Бакр сказал: «Они измучили своего Пророка, так что он вышел от них воевать. Они обязательно погибнут»20. На этом этапе был ниспослал следующий аят: «Дозволено тем, с которыми сражаются, за то, что они обижены... Поистине Аллах может помочь им — тем, которые изгнаны из своих домов без права, разве только за то, что они говорили: «Господь наш — Аллах». И если бы не защита Аллахом людей одних другими, то разрушены были бы скиты, и церкви, и места молитвы, и места поклонения, в которых поминается имя Аллаха много. Поможет Аллах тому, кому Он поможет, — ведь Аллах Силен, Славен! — тем, кто — если Мы укрепляем их на земле — совершают молитву, и дают очищение, и приказывают одобряемое, и удерживают от неодобряемого. К Аллаху — завершение дел!» (Сура 22 «Хадж», 39). Относящиеся к этому периоду указания Корана призывают мусульман вести вооруженную борьбу с немусульманами при условии, что те сами выступают инициаторами войны. Признается только оборонительный характер военных действий. Агрессия в отношении «неверных» по-прежнему не допускается.

Третий этап, когда мусульманам было разрешено сражаться с теми, кто сражается с ними. Был ниспослан следующий аят: «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами» (Сура 2 «Корова» 190).

Четвертый этап, когда джихад стал обязательным. Это случилось во втором году после хиджры, когда был ниспосланы следующие аяты:

«Предписано вам сражение, и оно ненавистно вам. И может быть вы не любите что-то, а оно — добро для вас, и может вы любите что-то, а оно — зло для вас» (Сура 2 «Корова», 216)

Слово «предписано» в данном аяте означает «стало обязательным».

Точно так же нужно понимать и следующий аят: «О, вы, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас. Может быть, вы будете богобоязненными» (Сура 2 «Корова», 183).

«Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в Последний День, не запрещает того, что запретил Аллах и Его Посланник, и не подчиняется религии истины — из тех, которым ниспослано писание, покуда они не дадут откупа (джизью) своей рукой, будучи униженными» (Сура 9 «Покаяние» 29). Как утверждал авторитетный толкователь Ибн Кайим: «Когда была ниспослана сура «Ат-Тауба» («Покаяние»), в ней было подробно описано, как следует поступать с каждой из трех упомянутых разновидностей неверных. В ней прямо сказано, что следует идти войной на тех «людей Книги», пока они не согласятся заплатить джизью или принять Ислам. О неверных и лицемерах в этой суре сказано, что им также должен быть объявлен джихад, и обращаться с ними нужно жестоко. В той же суре объявлено, что всем союзам с многобожниками следует положить конец, и обязательства по этим договорам впредь мусульман не связывают. В этом отношении неверные были разделены на три категории: во-первых, военные противники, во-вторых, те, с кем заключены договоры и, в-третьих, зимми. После того как вторые приняли ислам, остались только два рода, противостоящих Пророку: враги и зимми. Итак, все человечество было поделено на три категории: мусульмане, миролюбивые народы, которым Пророк даровал спокойствие (зимми), и, наконец, недруги, пребывавшие в страхе перед ним»21. Для мусульман это последнее и окончательное законоположение, то есть джихад является обязательным для мусульманской общины. Как только джихад стал обязательным, он остается обязательным пока не наступит Судный День. Подтверждению этому служит следующие хадисы «Когда к нему пришел мужчина и сказал: «О посланник Аллаха, люди распустили коней, сложили оружие, и сказали: «Джихад закончился! И войны угасли!» Посланник Аллаха повернулся к нему лицом и сказал: «Они лгут! Как раз сейчас времена сражений, и в моей умме будет постоянствовать группа, воюющая за истину, и будут порицать их сердца некоторых людей, и пропитание муджахидов будет за счет этих людей, и так до Судного Дня, пока не придет обещание Аллаха….»22. «Джихад останется сладким и зеленым пока дождь продолжает капать с неба, все же придет на людей время, когда их ученые скажут: «Это — не время для джихада. Так кто бы ни явился свидетелем этого времени, пусть знает, что это — наилучшее время для джихада». Сподвижники спросили: «O Посланник Аллаха, неужели кто-то действительно скажет это?» Он ответил: «Да, тот, на ком проклятие Аллаха, Его Ангелов и всех людей»23. Саид Кутб, очень авторитетный автор у ваххабитов, пишет: «Со времен Пророка, мир ему и благословение Аллаха, осуществлять следует только конечные этапы движения исламского джихада. Начальные и промежуточные стадии более не действенны, ибо исчерпали себя в ту эпоху»24. В книге «Поучения и размышления» доктора Абдуллаха Аззама написано: «ученые всех четырех мазхабов единогласны, что джихад — это сражение и помощь для джихада, ради возвышения слова Аллаха: