Святослав Кобов-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫ -ИСЛАМСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА-Содержание-Введение-ГЛАВА 1. Источники исламского

Можно ли вообще сказать, что террористы, принадлежат «другому» миру, враждебной нам культуре? «Недавнее исследование Марка Сейджмена свидетельствует о том, что террористы вырастают из нашей собственной моральной вселенной. Глобальный характер современной политики, не привязанной к «полису», к месту, вывел особую породу космополитичных «глобальных террористов»3.

В конце 70-х - начале 80-х годов в мусульманском мире наметилась тенденция к усилению позиций исламского экстремизма и фундаментализма, что в целом было обусловлено общей политизацией ислама (равно как и исламизацией политики).

Усилению позиции ислама в странах мусульманского Востока способствовал также ряд объективных факторов:

«1) Особую роль сыграли изменения геополитической ситуации в мире в целом после распада мировой социалистической системы и СССР. Усиления позиции США в качестве единственного мирового «гегемона» стали также своего рода катализатором отхода от европейских образцов и поиска путей самобытного развития.

2) Конфликт различных типов цивилизаций — мусульманской и европейской, проявившийся практически во всех сферах мусульманского общества и показавший невозможность слепого копирование западного общества на исламскую почву. Исторически большинство стран Ближнего Востока переживают в настоящее время сложный этап. Недавний опыт прошедших десятилетий показал несостоятельность заимствование как «капиталистического», так и «социалистического» путей развития, неприемлемость их механического копирования.

3) Современная социально-экономическая ситуация в странах Арабского Востока характеризуется рядом общих особенностей: аграрное перенаселение и наличие большого количества не задействованных в сельском хозяйстве рабочих рук; слишком быстрая урбанизация городов за счет выходцев из деревень; невозможность обеспечить работой городское население, рост безработицы; сильное имущественное расслоение в обществе»4.

Говоря о современном «исламском» терроризме и его угрозе, необходимо подчеркнуть, что основной и непосредственной причиной развития терроризма в регионе следует считать распад социалистической системы и развал Советского Союза. В результате распада СССР с предшествовавшим ему банкротством идей социализма во многих государствах Ближнего и Среднего Востока (Египет, Ирак, Сирия, Ливия, Афганистан и др.), идеологический вакуум там, а затем и в мусульманских регионах России быстро стал заполняться исламом. Последний предстает прежде всего в его самой воинствующей форме — в форме радикального ваххабизма, требующим с помощью «священной войны» вернуть мусульманский мир к халифату. Фиксируя активизацию ислама на мусульманском Востоке и в России, эксперты отмечают, что ислам, которому присуще враждебное отношение к либеральным ценностям и который может привести только к тирании и обнищанию, стремится заполнить вакуум, образовавшийся после коллапса коммунизма.

Основной целью исламского радикализма является изменение места и роли религии в жизни общества, в результате чего представители данного течения отвергают господствующую идеологию, политическую практику существующего светского режима и государственное устройство как не соответствующее нормам мусульманской религии. Таким образом, исламские экстремисты преследуют следующие цели: установление в обществе основ исламского теократического государства, введение в общественную практику норм шариата и, наконец, восстановление халифата в качестве единого государственного образования всех мусульман. Как свидетельствует обширная мировая практика, радикальный ислам не остановится в фиксированных границах географического проживания определенной общности мусульман, поскольку для них заветная мечта состоит в объединении всей мусульманской уммы мира в рамках единого политического государственного образования — халифата. В этом случае неизбежным представляется процесс «растекания» исламской радикальной идеологии и практики на другие «мусульманские» территории, как в рамках России, так СНГ и других государств мира. Таким образом, представляется актуальным анализ мусульманской литературы о джихаде, как фактора дестабилизирующего современное общество. Изучение проблемы экстремизма в исламе относительно новое направление исследований в области политических наук, поскольку современный экстремизм берет свое начало с момента образования в Египте в 1926 году мусульманской организации экстремистского толка «Братья-мусульмане»5. Во время составления библиографии к работе мы увидели, что литературы о терроризме и экстремизме очень много. Но она почти вся посвящена анализу политической составляющей современного исламского экстремизма. В этом же ключе написана и дипломная работа выпускника Курской православной духовной семинарии С. Самищенко6. Хотя в заглавии и указано, что работа посвящена анализу джихада, на самом деле в ней описан современный мусульманский экстремизм без оценки текстов. Отдельной литературы, выявляющей особенности и характерные черты текстов Корана и Сунны, в которых содержаться призывы к джихаду, практически нет. Поэтому нам пришлось обратиться к экстремистской литературе, которую можно легко найти в Интернете. Считаем нужным в самом начале работы определить такие понятия как исламский фундаментализм, радикализм и экстремизм.