Димитрий Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова

Пигмеи — это очень маленькие люди, всего в один локоть ростом; живут в горах Индии; они не долголетни: жены их на пятом году рождают, а на восьмом же году стареются. Сии пигмеи на овцах и козлах ездят и стреляют из маленьких луков. У них постоянная война с журавлями из-за пищи, ибо журавли поедают то, что пигмеи посеют. Ввиду этого пигмеи весною, собравшись великим полком, отправляются с оружием своим на берег моря Океана, близ которого находится их земля, отыскивают там журавлиные гнезда и поедают их яйца и птенцов, чтобы журавли умножившись не преодолели их.

Циклопы, или велетны,— их жилище греческий' стихотворец Вергилий указывает в Сицилии, под горою Этною; о них (как и об аримаспах) говорят, что они имеют только один глаз на челе. Мантикоры — живут в Индии и имеют только голову и лицо человека, все же остальное их тело львиное. В тех же странах Индии существуют и многие другие человекоподобные чудовища, не имеющие ни головы и ни шеи, так как глаза их расположены на раменах, а уста в персях.

Еще и иное там в пустынях человекоподобное чудовище обретается — оно называется кипокефалом; у него голова собачья, и он издает страшное скрежетание зубов. Икочкодан, или пифик,— он имеет отчасти человеческое подобие. В поднебесной находятся много и других подобных чудовищ которые имеют человеческое подобие; по словам западного учителя Августина, они, как и мы, произошли от праотца Ноя, но со времени столпотворения погубили красоту человеческого образа и ум, приведение в смятение гневом Божиим.

С того времени они сделались не совершенными людьми, но полузверями и страшилищами. И в этом нет ничего удивительного, так как и в последующее время совершалось нечто подобное, ибо Навуходоносор превратился в вола, а Тиридат в вепря, когда на них нашла казнь Божия. Также и среди рождающихся младенцев иногда бывают некие чудовища, которые, если бы были воспитаны и возросли, рождали бы подобных себе детей.

Итак, из всего сказанного можно разуметь, что когда люди во время столпотворения были приведены в смятение и многие из них погубили вследствие гнева Божия свой ум, они лишились благословения к рождению обычного человеческого потомства, вследствие чего и произошли от их чадородия такие безобразные выродки, и расплодились, как и до потопа от развратившихся сынов Божиих родились зло-образные исполины, бывшие несомненным свидетельством гнева Божия и казни.

  Отсюда начинается двойная история: церковная внешняя, или гражданская   Церковная история   В то время, когда произошло смешение языков, Евер, имея от своего рождения 134 года, родил сына и нарек имя ему Фалек, что значит "разделение", ибо в его дни была разделена земля. Потом у него родились и иные сыновья и дочери (Быт. 11, 16-17).

  Гражданская история: начало Вавилонского царства и Ассирийской монархии   Прегордый ефиоп и гигант Неврод впервые начал в Вавилоне возвышать свою власть над людьми, покоряя и порабощая себе всех окрестных жителей, а не желающих ему повиноваться принуждая мучительством. Он творил насилия и убийства, и трепетала страна та от страха его.

Он первым среди людей назвал себя царем и обладал народом не отечески, но мучительски. Те, которые изначала были владыками в человеческих родах, как до потопа Адам, Сиф и Енос, а после потопа Ной, те не назывались царями, но отцами, ибо они отечески управляли детьми, внуками и правнуками своими. Неврод же не был отцом, но мучителем, гонителем, насильником и хищником. Поэтому-то в Святом Писании он и назван ловцом: не потому, что он ловил зверей, но потому, что уловлял в свое подданство и рабство свободных людей и похищал их имения, присваивая себе чужое. В это время сын Сима Ассур, будучи стеснен Невродом, удалился из Вавилонии, как изгнанник из своего удела, и пошел в верховья реки Тигра. Там он нашел хорошую землю, поселился на ней и создал при реке Тигре город, назвав его по своему имени Ассурией, от которого и вся та страна стала называться Ассирией. Но потом город Ассурия был переименован в Ниневию, во имя Ниново, который расширил сей город, обновил и украсил великолепными зданиями. Об этом городе Святое Писание упоминает в следующих словах: "От земли тоя (Вавилонской) изыде Ассур и созда Ниневию" (Быт.10,11). Об Ассуре Писание упоминает как о первом основателе города, Ниневию же потому, что это было славнейшим наименованием сего города. В те же времена после разделения языков и остальные сыновья сыновей Ноевых и их внуки рассеялись по всему лицу земному, создали себе славные города и основали царства, о которых достаточно написано в различных хронографах.       Ред. Golden-ship, 2010