Димитрий Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова

Не неуместно сказать здесь для простецов и несколько слов об ангелах. Относительно сотворения ангелов святой Григорий Богослов говорит: "Ангелы произошли от Бога, как лучи от солнца, прежде всей твари; и составились вторые светы, слуги первого света Бога" (Слово на Рождество Христово). Святой же Григорий Беседник (Григорий Двоеслов)

говорит: "Произошли ангелы от Бога, как искры от камня". Создал их Господь, как потом и душу человеческую, по образу Своему и по подобию, создал разумными, свободными и бессмертными. В начале Он оставил их несовершенными в блаженстве и не утвержденными в такой благодати, в которой они не могли бы согрешить, но дал им некоторое время, в течение которого они, как свободные и имеющие полную волю, могли бы пред Господом заслужиться и преуспевать, получив совершенную благодать, или же провиниться и подпасть под гнев Божий.

В то время один из ангелов, имевший начальствование, превознесся гордынею и восхотел быть равным Богу, и сказал в уме своем: "На небо (где престол Божий) взыду и вышше звезд небесных поставлю престол мой, и буду равен Вышнему" (Ис. 14, 13-14). Причину этой ангельской гордыни некоторые из богословов находят в следующем: Господь Бог как бы открыл ангелам тайну воплощения Слова, в Котором имело соединиться Божество с человечеством в лице Христовом, Которому все ангельские существа должны будут кланяться.

Один же из главных ангелов, называемый Светоносным, рассмотрев высоту и славу своего ангельского естества и рассудив о худости имевшего появиться бренного человеческого естества, возгордился и помыслил не кланяться хотящему воплотиться Богу Слову, и сказал в себе: "На небо взыду и буду подобен Вышнему". Сие предположение относительно откровения ангелам тайны воплощения Слова богословы основывают на следующем.

Святой апостол Павел в Послании к Евреям пишет: "Егда же паки вводит Первороднаго во вселенную, глаголет: и да поклонятся Ему вси ангели Божий" (Евр. 1, 6). Рассуждая об этих словах, они усматривают, что Сын Божий дважды был вводим во вселенную: в первый раз чрез откровение ангелам о воплощении Того, Который был еще до создания ангелов, а во второй — чрез самое воплощение.

В обоих этих случаях дается повеление ангелам, чтобы они поклонялись Ему: в первом, чтобы поклонялись верою, ибо они должны были веровать в имущего воплотиться Бога Слова, Которому должны кланяться, а во втором же случае, чтобы они поклонялись самым делом. И потому-то Апостол говорит слова: "егда же паки, си есть вторицею, вводит Первороднаго", что указывает на двукратное Его ввождение, бывшее сперва вначале для ангелов, а по истечении установленных лет и для людей.

Отсюда ясно, что ангелам открыта была тайна воплощения. То же предположение основывают и на словах Самого Христа, сказавшего иудеям: "Вы от отца диавола есте и похоти отца вашего хощете творити; он человекоубийца бе искони" (Ин. 8, 44). Ибо иудеи хотели убить Христа. Если же иудеи в этом своем хотении подражали отцу своему диаволу, бывшему искони человекоубийцею, то отсюда делается предположение, что диавол искони, в начале своего ангельства, еще не лишившись своего светоносничества, хотел убить Христа, имевшего вочеловечиться.

Это значит, что он на Него враждовал человекоубийственно, ища возможности погубить Его и уничтожить, и враждовал, узнав чрез откровение о воплощении Христовом. Так рассуждают некоторые богословы. Но так как древнейшие учители об этом не писали, то поэтому и мы не говорим о сем утвердительно. Однако мы знаем, что тот ангел со своими единомысленниками гордынею прогневал Бога, своего Создателя, и лишился ангельской славы, будучи низвержен праведным судом Божиим от света во тьму, с небес в ад, от ангельства в диавольство; и пал он с неба вместе с третьего частью ангелов, которые добровольно присоединились к нему. Об этом пишется в Апокалипсисе: "Хобот его отторже третию часть звезд небесных" (Апок. 12, 4), — разумеются ангелы, отпадшие с сатаною. Когда те ангелы дерзновенно стали впадать в такой грех гордыни, прогневляющей Бога, то остальные святые ангелы во главе с архистратигом Михаилом и другими чиноначальниками стали твердо при Господе Боге, своем Создателе, и начали сопротивляться гордящемуся, вступив с ним в борьбу, как пишется: "Брань бысть на небеси; Михаил и ангели его брань сотвориша со змием, и свержен бысть змий великий" (Апок. 12; 7, 9). И святые ангелы торжественно воспевали победную песнь, славя Бога: "Свят, свят, свят Господь Саваоф!" (Ис. 6, 3) После этого святые ангелы, как верные слуги Божий, прияли от Создателя совершенное блаженство: дана была им такая благодать, что в дальнейшем они не могли уже согрешить пред Богом, но всегда стали совершать Его святую волю, как говорит Псаломник: "Слуги Его, творящий волю Его" (Пс. 102, 21). Отпадшие же ангелы пришли в столь великое ожесточение, что они уже никогда не будут иметь возможность прийти в покаяние. Мы же отсюда должны знать, что тот, от кого по причине грехов отъемлется благодать Божия, тот приходит в ожесточение и уже не радит о душе своей. Еще же мы должны знать и то, что святые ангелы, первые по благодати сыны Божий, не без заслуг от Бога получили вечное блаженство ангельства своего, но прежде явили верную своему Господу службу, как уже сказано о сем. Тем более мы, грешные и бренные, должны трудиться, пока имеем время, чтобы и нам сподобиться их части. Тот, кто хочет знать что-либо и другое о святых ангелах, пусть смотрит в первой трехмесячной книге "Житий святых" под восьмым числом месяца ноября (Собор святого Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных), где достаточно написано. Нам же здесь необходимо обратиться к видимому созданию. Когда воссиял свет во тьме безденной, Бог разделил свет и тьму и назвал свет днем, а тьму — ночью; и это был первый день, который мы называем неделею (воскресеньем), и первый месяц, впоследствии названный мартом, и число этого месяца первое. Но не будем многословными, повествуя подробно о создании всей видимой твари, ибо об этом много и пространно уже написал как святой Моисей в Первой своей Книге Бытия, так и многие другие. Желающий пусть читает Шестоднев святого Василия Великого и Дамаскинову книгу о вере, а также хронограф Дорофея, митрополита Монемвасийского, недавно (в царствование благочестивого царя Алексея Михайловича) переведенный с греческого, и другие славянские и иностранные хронографы и исторические повествования. Для нас же, задавшихся целью писать кратко, достаточно вспомнить только то, что Создатель после первого дня и во второй день, называемый нами ныне понедельником, произвел всесильным Своим словом небеса из вод бездных, как говорится во псалме: "Словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их" (Пс.32,6).