Кривельская Н.В.

Членами этих организаций ведется активный сбор информации о религиозной обстановке в стране в целях обоснования и подтверждения своих постулатов.

Так, в январе 1998 г. представитель Кестонского института в России Лоренс Юзелл, проявляющий недюжинные способности в аккумулировании информации, не пропускающий ни одного мероприятия, где можно получить сведения о религии в России, активно разъезжающий по странам СНГ и Балтии, устроил пресс-конференцию в Конгрессе США на тему «Религиозная свобода в России». Он начал её с сенсационного заявления: Россияне на сегодняшний день обладают меньшей религиозной свободой, чем три-четыре года назад. Затем обрушился с нападками на РПЦ, которая вместе с государственной властью якобы узурпировала и подавила религиозную свободу в стране. Господин Юзелл не обошел вниманием и самоуправство местных властей в отношении религиозной свободы, заявив на основании каких-то одному лишь ему известных фактов, что на уровне российской провинции в настоящее время восстанавливается один из наиболее одиозных институтов советской эпохи ? Совет по делам религий ? с целью контроля за деятельностью религиозных организаций. Правда, в откровениях представителя Кестон-колледжа прозвучало и сожаление, что, в частности, американские протестанты часто вели себя в России, как в Африке, ? некультурно и невежливо.

Многие иностранные религиозные организации прочно осели в России, подготовили кадры из числа наших соотечественников и не собираются останавливаться на достигнутом. Их напористая миссионерская деятельность, открываемый с помощью известных приемов доступ на телевидение и радио, на страницы ряда газет и журналов вызывают недоумение и растущее возмущение общественности. Нельзя не учитывать, что деятельность новых религиозных организаций привела к изменению общей конфессиональной картины. В ряде регионов удельный вес конфессий и деноминаций, ранее не имевших последователей в нашей стране, составляет до 50% от общего числа действующих там религиозных объединений. Особенно тревожная ситуация сложилась в стратегически важных для России регионах ? Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (Хабаровский, Приморский, Красноярский края, Амурская, Сахалинская и другие области). Есть данные, что в этих регионах зарубежные миссионеры, кроме всего прочего, занимаются сбором информации, имеющей отношение к вопросам безопасности России.

Принявшая массовый и неконтролируемый характер практика насаждения в Российской Федерации неведомых доселе церквей и их деятельность, наносящая зачастую ущерб нравственному, психическому и физическому здоровью людей, нарушают исторически сложившуюся в России религиозную стабильность, отрицательно воспринимаются значительной частью общества, большинством peлигиозных деятелей страны. Особенно ярко выраженное негативное общественное мнение сформировалось в субъектах Российской Федерации, напрямую, в отличие от центра, столкнувшихся с деструктивной деятельностью ряда новых религиозных образований.

Тем не менее накопленный опыт, обобщение имеющегося материала позволяют сделать вывод, что озабоченность общества, государства, религиозных авторитетов России экспансией «новых» церквей сегодня адресна и связана со всеми вновь появившимися религиозными opганизациями. Разумеется, не подлежит сомнению правомерность деятельности религиозных объединений (прежде всего христианских, давно уже вписавшихся в российскую действительность) ? адвентистов, баптистов, пятидесятников или, скажем, лютеран, занимающихся евангелизацией России более четырех веков, а также ряда других деноминаций, круг последователей которых определен и стабилен. В среде этих конфессий тоже зреет недовольство бесцеремонным вмешательством зарубежных миссионеров в религиозную жизнь России, но они ? в отличие от «коренных» религий ? находятся в сильной экономической зависимости от своих международных центров.

Острие всеобщей критики и недовольства основной массы россиян направлено на организации, для которых характерны тоталитарность, сектантская замкнутость, активное использование методов психологической обработки адептов, что позволяет контролировать психику и управлять поведением сектантов.

Некоторые «новые» религии, проникшие на территорию России, широко известны на Западе злостным уклонением от уплаты налогов, множеством судебных процессов, вызванных фактами нанесения психического и физическое го ущерба своим прихожанам, различными антиобщественными и антигосударственными действиями, включая скрытое проникновение в государственные органы.

Из-за отсутствия правовой базы, необходимых кадров, финансовых средств, методик и навыков противостояния тоталитарным сектам у нас нет сколько-нибудь серьезных результатов в нейтрализации их разрушительной деятельности. Не овладели мы и опытом некоторых стран Западной Европы, значительно раньше нас столкнувшихся с аналогичной проблемой. Состояние современных государственно-церковных отношений в Российской Федерации в целом характеризуется развитием тенденций, наметившихся в конце 80-х ? начале 90-х гг. Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ принимает все возможные меры по обеспечению нормального функционирования религиозных объединений, созданию условий для выполнения верующими своих религиозных обрядов. В 1995 г. совместным решением Госкомимущества и Минкультуры России по поручению Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ религиозным объединениям передано 789 культовых зданий, являющихся федеральной собственностью, а в 1996 г. ? 109. Возвращение религиозным организациям исторически принадлежащего им движимого и недвижимого имущества стало актом покаяния со стороны государства. Его внимание к духовному здоровью общества убедительно свидетельствует о формировании цивилизованных отношений с Церковью, а для массового религиозного сознания служит чуть ли не единственным мерилом внимания государства к верующим. Поэтому вопрос передачи культовых и иных церковных зданий и сооружений является приоритетным для государственной политики в отношении религиозных организаций. В целях реализации курса на нормализацию государственно-церковных отношений в части максимального использования культовых зданий, находящихся в собственности государства, под религиозные нужды, в последние годы вышел ряд президентских и правительственных постановлений. Последнее из них ? Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» (март 1996 г.), обязывающий органы исполнительной власти всех уровней оказывать помо; верующим в восстановлении культовых зданий, возв имущества, изъятого из церквей, мечетей, синагог и гих культовых сооружений. В настоящее время процесс передачи культовых зданий под функциональные цели значительно замедлился ? остаются невозвращенными монастыри и храмы, использую мые, как правило, под учреждения культуры, науки и разования. Перспектива этой проблемы очевидна: постепенно все культовые здания, находящиеся в собственности государства, на которые имеется запрос религиозных организаций, будут переданы им. Однако из-за финансовых трудностей процесс возвращения займет достаточно длительное время. В этой важной сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций должно быть место и для разумных компромиссов, особенно в тех спорных случаях, когда речь идет об интересах отечественной культуры, сохранении уникальных памятников. Большинство религиозных организаций, исторически существующих в России, по вполне объективным причинам оказались сегодня в трудном материальном положении: нет средств для восстановления и строительства культовых зданий, для образовательной, духовной, социальной деятельности. Государство по мере сил помогает верующим. По далеко не полным данным, субъекты Российской Федерации в 1996 г. выделили около 200 млрд. рублей на реставрацию памятников культового зодчества. Только Москва направила на эти цели 80 млрд. рублей! Для религиозных организаций разработана щадящая налоговая политика, они обладают значительными таможенными льготами, им оказывают ощутимое материальное содействие спонсоры и благотворители. Многие религиозные организации вынуждены заниматься разносторонней хозяйственной деятельностью, от которой также получают известные доходы. Однако на уровне федерального центра пока отсутствуют решения, предусматривающие целевые средства из госбюджета на восстановление возвращенных культовых зданий.