Кривельская Н.В.

Масштабы распространения «новых» религиозных образований

Во второй половине XIX в. в России было около 31тыс. храмов различных конфессий, из них 86% ? русских православных, 12 ? исламских, менее 1% ? иудейских. 70 лет воинствующего атеизма нанесли жесточайший урон духовности российского народа. Теперь общество впало в другую крайность: в начале 90-х годов в Россию в неограниченном количестве были допущены всевозможные религиозные секты.

Однако постепенно население начало трезветь от эйфории безграничной свободы вероисповедания, ибо в эту сферу, как «мухи на сладкое», слетелись «разношерстные» маги, колдуны, мошенники от псевдорелигий. В обществе стал нарастать протест против деятельности в России деструктивных религиозных организаций. Нелишними здесь будут следующие данные, опубликованные в конце 1996 г. В газете «Куранты»: 54,3% респондентов-москвичей негативно оценивают заметную активизацию в России разного рода иностранных религиозных сект и миссионерски групп, считая, что такого рода деятельность должна быть запрещена.

Сейчас в Москве, по данным экспертов Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, не менее 75% населения негативно оценивают деятельность некоторых деструктивных религиозных организаций. В ряде регионов этот процент ещё выше.

В ходе одного исследования (организованного отделом социально-политических технологий Законодательного собрания Свердловской области) выяснялось мнение людей о том, почему в деструктивные религиозные организация приходят новые члены. Ответы распределились следующим образом: активная пропаганда ? 34%, необычность учения — 21, возможность совершенствовать не только дух, но и тело ? 12, критическое отношение к жизни 11, возможность тесного общения с другими членами организации ? 9, высокий авторитет учителя, гуру, проповедника ? 7%. Третья часть опрошенных вообще не смогла ответить на этот вопрос.

Правда, сегодня на сознание людей оказывают влияние не только религиозные, но и разного рода псевдонаучные и оккультные учения (магия, астрология, учение о Переселении душ). Исследования показали высокую степень влияния таких учений на сознание людей, причём независимо от их религиозного самоопределения. Верят в: Верующие (%) Атеисты (%) астрологию 19 21 Существование НЛО 14 15 Переселение душ 7 14 Показательно также, что и у трети определивших себя верующими вера в Бога уживается с верой в магию, acтрологию, переселение душ. Наибольшей противоречивостыо, размытостью мировоззренческих позиций отличаются те верующие, которые считают себя «христианами вообще». По сравнению с верующими-православными «христиане вообще» больше верят в астрологию и магию. Они реже посещают церковь и исполняют обряды. На своем пути к Богу больше рассчитывают на себя, нежели на пастыря, Церковь. Для этой группы характерны менее жесткие моральные оценки. Среди них больше молодых людей в возрасте 20-30 лет, им присущ более высокий уровень образования, и среди них заметно преобладание непроизводственной интеллигенции. Впрочем, уже очевидно, что период наибольшей актив¬ности зарубежных миссионеров ? граждан ФРГ, США, Финляндии, Южной Кореи, Японии ? пришелся на 1991— 1993 гг. Сейчас поток непрошеных визитеров, прибывающих в Россию, значительно сократился, потому что большая часть закордонных религиозных (в том числе деструктивных и псевдорелигиозных) организаций уже закрепилась в России ? они создали мощные опорные пункты, подготовив кадры из наших сограждан2. Из серьёзных комплексных аналитических исследований, посвященных проблеме деструктивного сектантства, можно выделить пока лишь документы Русской Православной Церкви, в том числе справочник «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера». Отдельных статей опубликовано множество, а системных исследований крайне мало. По данным Генеральной прокуратуры РФ, в стране только без регистрации функционирует от 150 до 200 различных «новых» религиозных объединений, в том числе и деструктивных. Однако реальное их количество значительно больше. Наряду с конфессиональной анонимностью и посягательством на личность и права граждан нежелание проходить положенную по закону регистрацию является характерной особенностью, а следовательно и одним из критериев выявления деструктивных религиозных организаций. Мы провели статистические исследования числа действующих на территории России религиозных организаций деструктивного, языческого и оккультного характера. В результате обработки колоссального массива информации мы утверждаем, что общее количество деструктивных религиозных организаций, действующих на территории России, реально оценивается в 2000-2500 (списки предоставлялись в Министерство юстиции РФ и в Миссионерский отдел Русской Православной Церкви). Подсчет велся по принципу: одна конкретная секта ? в одном конкретном населенном пункте. При этом если в данном населенном пункте действовали две общины одной и той же секты, то учитывалась одна них. Более половины из них ? это низовые структурь десятка крупных сект. Ниже для сравнения приведены данные по другим странам.