Продолжить ли, юный друг? Доселе ты, возможно, узнаешь всю эту историю на себе самом, то есть сладкую часть ее. Горькую часть ты едва ли распробовал, она будет длиною в целую жизнь, а для нераскаянных продолжится и в вечности.

Скажи, разве эта повесть не про нас с тобою? Разве мы не следуем дурному примеру праматери нашей? Как записавший эту историю тысячи лет назад мог так хорошо знать твою и мою душу? Значит, вероятно, стоит прислушаться. Не для того пала в грех наша праматерь, не для того рождала она детей в скорби и болезни, не для того Адам оплакивал падение свое все 930 лет своей жизни, и не для того передавали люди детям и внукам в течение стольких веков эту повесть, чтобы она, дав нам ключ к пониманию собственной души, оставалась бы для нас праздною или сказочною!

Бог никого не приводит к Себе насильно, помимо или против человеческой воли. В вашем возрасте становление личности идет быстрее всего. Теперь вы в наибольшей степени на распутии жизни. Какую выбрать дорогу? Речь, конечно, не о профессии и не о месте жительства. Мы имеем в виду цель и смысл жизни: высокою ли она будет или низкою, на уровне сознания, или безсловесного инстинкта? Простой выбор одного из двух стоит перед тобою: Бог, свет, жизнь, чистая радость на одной стороне; самодовлеющее "Я", грех, смерть, мучение - на другой.

Когда взрослые крестят младенца, а затем приобщают его к источникам благодатной церковной жизни, они лишь помогают ему в будущем самостоятельно выбрать добро, выбрать путь Божий. Но самого выбора они на себя взять не могут. Младенцы не выбирают, они только подражают старшим и слушаются их. А вам предстоит выбирать направление жизни, даже если вы об этом не задумываетесь.

Выросла душа, раскрылись в ней новые мысли и чувства, - вот и новые задачи встают перед нею. Верующим юношам и девушкам надо как бы вновь обретать свою веру, делать ее своею, а не бабушкиною. И тем, кто ненаучен вере в Бога, лучше всего именно сейчас к ней обратиться, пока душа не зачерствела, отравившись тяжкими грехами.

Ты уже, вероятно, слышал такое вульгарное философское рассуждение: один раз живем, нужно взять от жизни побольше. Слышал его когда-то и святой апостол Павел, и передал еще проще: станем есть и пить, ибо завтра умрем (1 Кор. 15, 32). Это общий девиз материалистов, но именно они-то, как ни странно, прожигают жизнь зря и не берут от нее самое важное и нужное.

На самом деле не только жизнь, но и молодость наша дается нам один только раз. Каждый год молодости неповторим, а его потери невосполнимы. То, что потеряно и не сделано в жизни на 43-м году, можно наверстать на 44-м, но то, что утрачено в 16 лет, гораздо труднее вернуть в 17. И невозможно вернуть себе прожитый бездумно и бездарно год.

Самое драгоценное сокровище для человекасмысл его жизни, цель ее, притом высокая и достойная. В молодости многое предрасполагает человека к тому, чтобы найти ее, не ошибиться в поиске и затем посвятить этой цели всю жизнь. Бывает, что люди найдут ее только под старость и уже не могут служить этой цели - сколько примеров тому встречает в церкви каждый священник. И если ты за всю свою молодость ни разу не влюбишься, даже ни разу не засмеешься, если даже все это время будешь прикован к постели, но при этом обретешь Христову веру как свою, - можно уверенно сказать что молодость твоя прошла не зря, ты взял от нее самое главное. Зато юность, прожитая в разгуле, погублена безнадежно, она оставляет после себя духовную пустыню. Итак, ищи от жизни большого, прежде чем рассыпаться по ее мелким сладостям и шалостям, чаще всего отнюдь не невинным. А большое - это вера в Бога и добродетель, позволяющая быть в общении с Ним. В детстве все доброе дается легче, почти без усилий, но зато не очень надежно. Теперь путь к добродетели станет для вас труднее, но пройдя его, вы станете верными сынами Божиими, получите такое великое богатство духовное, которое теперь невозможно вам и описать, и поймете, что только ради этого и следовало жить. Желаете ли выбрать этот трудный путь к благам небесным и вечным? Как это сделать - об этом и пойдет речь в нашей книжке. Глава I. Христианское мiровоззрение - основа нравоучения Религиозный характер любых нравственных установок Молодые люди не любят, когда им читают мораль, то есть дают отвлеченные наставления о том, что хорошо и что дурно, что нужно делать и чего нельзя. Только малым детям вполне достаточно бывает простого прямого указания, как нужно поступать, и доброго примера. Взрослеющему же человеку уже требуются разумные обоснования, почему одни поступки хороши, другие безразличны, а третьи и вовсе грешны.