Даниил Сысоев/Огласительные беседы/ Библиотека Golden-Ship.ru

Если они не помогают людям, если они воры, они за это ответят. Есть два надежных способа, как говорит один мудрый греческий священник, получить пулю в лоб или быстро стать бедным. Это воровать и работать в праздники. — Стремиться к богатству — это плохо, да? — Ну, конечно же. Кто любит серебро, тот никогда не насытится. И это, действительно, правда, разве не так?

Есть даже выражение — денег никогда не бывает много. — А если стремиться обогатиться, чтобы потом бедным помогать? — Нет, это обман, это самообман. — А для того, чтобы существовать? — Опять-таки, мы работаем и получаем то, что нам нужно. Но мы не привязываемся к этому, понимаете, мы не стремимся к этому. Человек, который стремится к богатству, он никогда не сможет нормально жить.

Если человек работает нормально, стремится к Богу, то и богатство к нему само потечет, это давно замечено. А если человек стремится к богатству, оно к нему придет, а потом уйдет, произойдет деноминация какая-нибудь, новая техническая революция — и все деньги утекут. Мне рассказывали мои знакомые: как-то они приехали на дачу — у нас в деревне дом, — там разбирали дровяник, прежние хозяева умерли, и в дровянике нашли такой мешок с двадцатипятирублевками и пятидесятирублевками, там лежало пятьдесят тысяч советских рублей.

Ну и что, помогли им эти пятьдесят тысяч рублей? Бог всегда так делает, чтобы человек не привязывался к деньгам. Человек, привязанный к деньгам, — это покойник самый настоящий. Царь Давид говорил: богатство течет, не прикладывай к нему сердца. А человек, который ворует, свою мзду получает от Бога. Опять-таки, кто самый быстроумирающий пласт населения в России? Это воры и богатеи. Их расстреливают.

Я как-то в «Криминальной России» смотрел криминальные новости, там говорилось, что на Рублевском шоссе в месяц совершается в среднем по три заказных убийства. Это на одном шоссе, маленьком. И это естественно, потому что просто Бог наказывает за это таким образом, и всё. Следующая заповедь говорит так: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх.20,16).

То есть, нельзя ни самому лжесвидетельствовать, ни слушать лжесвидетельства. Нельзя лжесвидетельствовать на суде, нельзя клеветать на человека, потому что Бог есть Истина, и ложь отвратительна для Него. Нельзя человеку вообще лгать. Человек должен говорить правду. Человек должен жить в истине. Естественно, нельзя матюгаться, ругаться и тому подобное, это само собой понятно. Не осквернять свою речь.

Речь — дар Божий, который должен быть использован во благо. Эта заповедь запрещает также очень любимое барышнями занятие, такое как перемывание костей друзьям и подругам, потому что сплетничание — это один из видов клеветы и лжи. И эта заповедь требует, чтобы человек говорил правду и истину, жил в истине. Речь нам дана для того, чтобы мы хвалили Бога и хвалили ближних, но не для того, чтобы мы хвалили сами себя или лгали и клеветали.

И, наконец, последняя заповедь, тоже очень непопулярная, ну, она, впрочем, всегда была непопулярная, гласит: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20,17). То есть, не завидуй. Почему? Потому что, если ты завидуешь, значит, ты опять недоволен Богом: как мне, такому хорошему, Бог не дал . — Но есть белая зависть... — Да, она знаете, где хорошо описана? У Пушкина Александра Сергеевича в сказке о золотой рыбке. Там классическая белая зависть: я не хочу чьего-то, я хочу такого же. Это форма белой зависти. — Нет, но все-таки радуешься, что у других хорошо. — А вот радость — это хорошо. Смотрите, когда радость возникает, как источник этой радости мы Бога узнаем и тогда говорим: слава Богу! Вот верная такая примета, что это доброе чувство, что это хорошо. И как зависть лечится, что противоположное бывает? Вот вы видите, например, у кого-то есть свой личный вертолет, и говорите: слава Тебе, Господи, что у него есть личный вертолет! Господи, дай ему еще личный самолет. Это вот хорошее чувство. Это называется сорадование. Таким образом зависть лечится, если она есть. А если я говорю: у тебя есть вертолет, хочу чтобы и у меня такой же был, — это зависть. — Это зависть разве — ну чтобы и у него осталось, и у тебя тоже. — Ну, понятно, и приводит ровно к тому, к чему привело старуху: приводит это к разбитому корыту, аккуратно-аккуратно. Так и происходит на самом деле, потому что зависть — ненасытное чувство, абсолютно ненасытное. Завистник — единственный человек, который никогда не получит ни малейшего удовольствия от своего греха. Блудник получит короткое удовольствие, а потом будет долго плакать, а вот завистник никогда не получит. Потому что если я получу вертолет такой же, как у вас, так сразу захочу такой же, как у вас, самолет; получу такой же самолет, как у вас, захочу такой же, как у вас, дом на Канарах и так далее, и так до бесконечности, пока не окажусь бомжем в подъезде. Почему так происходит? Потому что зависть — это вещь, которая уничтожает человека в буквальном смысле, так что давайте не завидовать, исполнять заповеди Господни, и пусть благодать Божия будет с вами.   о тайне боговоплощения — Мы вам сейчас дадим тексты Символа Веры, и вы должны будете их выучить. Символ Веры исповедуется, провозглашается перед началом Таинства священником. Это та вера, в которой мы надеемся получить Царствие Небесное, тот ключ, которым мы отверзаем Небеса. И вот сегодня у нас пойдет речь о самой сердцевине нашей веры, о второй главной тайне христиан, о Тайне Боговоплощения. Первая главная тайна христиан — это вера в то, что Бог триедин: Отец, Сын и Святой Дух — Троица Единосущная и Нераздельная, как Он явился в Крещении на Иордане.