Архиепископ Василий (Кривошеин)

24 Hymn 20.126–139.

25 Cat 22.299–308.

26 Euch 2.4773

27 Proem 4447 28 Hymn 56.417 29 Vie 30.35 30 Cat 22.312320 31 Euch 2.77–98. 32 Euch 2.102–117. 33 Euch 2.126–185. 34 Euch 1.156–161. 35 Euch 2.225–233. 36 Euch 2.268272 37 Cat 34.2225 38 Cat 34.36–57. 39 Cat 34.68–70. 40 Vie 30.315. 41 Vie 34.2–4. 42 Vie 34.4–6. 43 Vie 34.12–22. 44 Cat 1.16–37. 45 Cat 1.171–177. 46 Cat 1.182184 47 Cat 9.397–398. 48 Cat 3.303–306; Cat 2.376–384. 49 Cat 12.212–223. 50 Cat 26.109–113; 4243 51 Cat 4.547–562; Cat 14.198–201; Cat 26.308–312. 52 Cat 30.221–227. 53 Hymn 2.51–69. 54 Hymn 14.75–95. 55 Hymn 14.109–112. 56 Cat 6.358–368. 57 Cat 2.421–424. 58 Гипотеза о «мессалианском», или «полумессалианском», или «умеренномессалианском» характере «Духовных Бесед» отстаивалась некоторыми учеными XX века и отвергалась другими. Не желая входить в подробное рассмотрение этого вопроса, как не имеющего прямого отношения к предмету нашей работы, скажем только, что, по нашему мнению, «Духовные Беседы» и другие творения, приписываемые пр. Макарию Египетскому, но написанные, вероятно, в Сирии в конце IVначале V века, представляют сплошной поток древней монашеской мистической духовности, совершенно православной в своих истоках, но частично уклонившейся в историческом развитии и ставшей тем, что часто называют «радикальным» или «народным» мессалианством. Только это духовное и богословское уклонение с его странными верованиями и обычаями было осуждено Соборами, в то время как «макарьевские» писания являются в своей большей части полемическими произведениями против мессалианских уклонений. См. по этому вопросу: Jean Meyendorff. Messalianism or AntiMessalianism. A Fresh Look at the «Macarian Problem» – Kyriakon. Festschrift Johannes Quasten. Vol.11, pp. 585–590. MunsterWestf. (s. а.). Недавно вопрос о мессалианстве макарьевских творений вновь был поднят немецким ученым Клаусом Деппе в его ученом труде Der Wahre Christ. См. Библиографию. Но автор идет дальше. Не утверждая существования какойлибо исторической связи между пр. Симеоном Новым Богословом и мессалианством, он хочет, однако, доказать духовное тождество не только пр. Симеона, но и «исихазма» XIV века с «мессалианским движением» (стр. 387). Поистине, приходит в голову пословица: Кто хочет доказать слишком многое, ничего не доказывает! Что же нас касается, родство духовности пр. Симеона с духовностью «Духовных Бесед» есть для нас отрадное явление, так как хорошо показывает укорененность пр. Симеона в мистическом предании древней Церкви, в том, что в ней есть лучшего. См. также: Catecheses t. 1, р. 39. п 3. 59 Творения Илии Экдика были изданы в Migne P. G. 1277. 1128–1176 и (под именем пр. Максима Исповедника) P. G. 90. 1401–1461. Считается, что он жил в IX–X веке. К той же эпохе относится Филофей Синайский, автор значительного писания о духовной жизни (его труды находятся в Филокалии, 3е издание, Афины, 1959, т. II, стр. 274–286). Все эти писания не оказали, как будто бы, влияния на пр. Симеона. Нужно отметить, что в ту же эпоху (X век) аскетические творения великого сирийского мистика Исаака (еп. Ниневийского) были переведены с сирийского оригинала на греческий язык. Они быстро распространились в византийском мире, возбудили большой интерес и много содействовали мистическому возрождению. Пр. Симеон знал, вероятно, эти писания, хотя он о них никогда не говорит. 60 Cat 12.625. 61 Cat 9.917.