Православие и современность. Электронная библиотека.

Авва Дорофей рассказывал, как однажды к нему пришел некто из братии и покаялся, что ворует пищу. Авва с любовью спросил: «Почему ты делаешь это?» Тот ответил: «Я голоден, и мне не хватает пищи за трапезой». Тогда Преподобный сказал: «Я благословляю тебя есть сколько ты хочешь, только не воруй». Через некоторое время оказалось, что этот человек ворует снова. Авва Дорофей опять спросил его: «Почему ты делаешь это, ведь я благословил тебя есть сколько ты хочешь?» Тот ответил: «Мне стыдно братии». Тогда Дорофей говорит: «Приходи ко мне, ты ведь не стыдишься меня, и у меня ешь, что хочешь, пока ты не насытишься, только не воруй». И вот, снова оказалось, что этот несчастный брат ворует. И снова спросил его Преподобный: «Зачем ты это делаешь, неужели ты стесняешься и меня, своего отца?» Тот сказал: «Нет, отче, я не стесняюсь тебя, но я не могу не воровать, я привык, и поэтому я испытываю мучение, если не украду что-нибудь».

Тогда авва захотел узнать: «А что же ты делаешь с тем, что крадешь, всё поедаешь?» Брат ответил: «Нет, отче, я насыщаюсь и в трапезе. То, что я ворую, я несу в свою келлию и прячу, а затем, когда пища начинает гнить, я потихоньку выношу ее и кормлю осла».

Да, братия и сестры! Иногда и у нас бывает грех совершенно бессмысленный, грех дикий, однако в этом грехе мы находим какое-то тайное наслаждение.

Еще был подобный случай, когда некий монах также воровал пищу, но заговорила в нем совесть, и он решил покаяться. Он вышел и перед всеми исповедовал свой грех и, поклонившись, просил братию молиться о нем. Очевидец пишет, что, когда брат исповедал свой грех, изо рта его вышел темный дым и в помещении все почувствовали страшный смрад, ибо это из него вышел демон.

Итак, братия и сестры, для того чтобы в душе у нас была духовная радость, для того чтобы мы любили Бога и видели очами сердца Свет, Христа Спасителя, мы должны бороться со своими грехами, ибо солнце сияет для всех, но мрачные тучи наших страстей закрывают его от нас.

Аминь.

О демонах Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братия и сестры! Сегодня вы слышали Евангельское повествование об исцелении Господом нашим Иисусом Христом несчастного, одержимого демоном (Мф. 17, 14–21). Св. Иоанн Златоуст объясняет: «Демон мучил человека в новолуние для того, чтобы люди, видя его страдания, хулили бы луну, творение Божие, а не демона». Демон мучает, тиранит, жжет страшным внутренним пламенем свою жертву, и при этом старается остаться незамеченным, как вор ночью. Один из богословов писал: «Самая большая хитрость демона состоит в том, что он смог убедить многих в том, что его не существует». Есть люди, называющие себя христианами, которые говорят: «Мы верим в Бога, но не верим в диавола. Диавола нет, это всего лишь олицетворение наших грехов и страстей». Братия и сестры! Если мы закроем глаза на самого нашего лютого врага, то мы окажемся перед ним беспомощными и безоружными. Как лиса притворяется мертвой, чтоб затем неожиданно броситься на свою жертву, так и демон старается, чтобы мы забыли о его существовании, о том, что эта темная сила близ нас, чтобы внезапно напасть на нас, застать врасплох, парализовать нашу душу, схватить ее своими страшными зубами. Священное Писание ясно говорит о существовании сатаны и царства темных сил. Об этом написано в посланиях апостолов, особенно у святого апостола Павла, у него говорится о диаволе как о постоянном, реальном враге каждого христианина. В житиях святых, особенно в патериках, описаны многочисленные случаи явления и действия темных сил.