Святитель Феофан Затворник     Послание святого Апостола Павла к святому Титу истолкованное святителем Феофаном         Содержание Введение . 1 О святом Тите . 1 О Критских христианах . 3 Время и место написания послания . 4 Побуждение и цель написания послания . 4 Разделение . 4 Предисловие . 5 1) Надпись и приветствие (ст. 1,1 - 4) 5 2) Начало Послания (ст. 1,5) 10 Правила в руководство св.

Для того же, чтоб они так действовали, нужно руководство. Дух Божий и внушил ему воспользоваться предлежащим случаем и начертать правила для достодолжного действования пастырей.     Разделение     После обычного предисловия, состоящего из надписи с приветствием и начала Послания (см.: Тит.1,1—5), следуют правила в руководство святому Титу и, в лице его, всем устроителям Церквей (см.: Тит.1, 6 - 3, 11)

; в конце прилагается и небольшое послесловие (см.: Тит. 3, 12-15). Более подробное разделение идет в самом Толковании.     Предисловие 1) Надпись и приветствие (ст. 1,1 - 4)   Надпись и приветствие в сем Послании несколько распространены против того, каковы они обычно в других Посланиях, подобно тому как это имеет место в Посланиях к Галатам и к Римлянам.

С последними они сходны и по мысли, и по выражению. Причина, почему так сделано и здесь, как и в тех Посланиях, та, что, по важности предмета Послания, святой Павел счел нужным мысли читающих навесть на него с первых же строк Послания. Глава 1, стих 1. Павел раб Божий, Апостол же Иисус Христов, по вере избранных Божиих и разуму истины, яже по благочестию.

В других Посланиях святой Павел называет себя рабом Иисус-Христовым, а здесь — рабом Божиим, чем дает разуметь, что, сказать ли: раб Божий — или: раб Иисус Христов, — есть одно и то же. Ибо Сын Божий и воплотившись не оставил недр Отчих, но пребывает неизменно едино со Отцом и есть Бог присносущный. Святой Златоуст говорит: «видишь ли, как безразлично он употребляет эти выражения, называя себя иногда рабом Божиим и Апостолом Христовым, а иногда рабом Христовым: Павел раб Иисус Христов (Рим. 1, 1)?

Так он не полагал никакого различия между Отцом и Сыном». То же наведение (размышление) делают и все другие наши толковники. Блаженный Феодорит прилагает: «Павел безразлично именует себя рабом — иногда Христовым, иногда Божиим; ибо знает, что владычество общее». Продолжим это пояснение словами блаженного Иеронима (Стридонского): «Отец и Сын едино суть; почему, кто уверовал в Сына, тот верует и в Отца.

И рабство апостола Павла одно, — к Отцу ли его относить или к Сыну». Почему: же, — в слове: Апостол же, - не означает противоположения какого-либо, а стоит в значении: и. Раб Божий — ветхозаветное обозначение людей богобоязненных, богоугодных, в воле Божией ходящих и о себе небрегущих, которые любят истину и отвращаются от лжи, на которых потому во всем можно положиться.

Сказав это, Апостол и себе, и Титу придал большой авторитет и расположил к покорному выслушанию слова своего. Надо иметь в виду, что хотя Послание надписано к Титу, но назначалось для прочтения всего христианского в Крите общества. Апостол Христов — то же для христиан, что для ветхозаветных Пророк. Пророки были посылаемы возвещать людям имеющее быть спасение; а Апостолы возвещали о спасении совершившемся и даруемом в Господе Иисусе Христе.

Блаженный Иероним пишет: «сказать: Апостол Иисус Христов,— мне кажется, то же было тогда для верующих, как сказал бы кто по-мирски: префект претории Августа-кесаря, военачальник Тиверия-императора. Сказав это, святой Павел обязал верующих — слушаться его, принимая слово его, как слово Самого Господа Иисуса Христа». По вере избранных Божиих . Мысль не та: поелику я уверовал, как веруют избранные, то поставлен в Апостолы, а та: Апостол Иисус-Христов по делу веры, — посланный Иисусом Христом приводить к вере избранных, учить их вере и держать в порядках, верою требуемых. «Апостол сказал сим, что он на то поставлен, чтоб достойные избрания уверовали» (блаженный Феодорит). «Он выражает, что ему вверены избранные Божии... для них я стал Апостолом, как и в другом месте говорит: вся ваша суть: аще Павел, или Аполлос (ср.: 1 Кор. 3, 21—22)» (святой Златоуст). Но кто разумеется здесь под избранными? Древний Израиль был избран в народ Божий из всех языков, то есть один народ из всех народов, народ в целом составе. Новый Израиль составляется не из одного народа, отделяемого от других; но из всех народов, не исключая и иудеев, избираются достойные лица поодиночке и, сочетаваясь воедино, составляют нового сего Израиля,— род избран, царское священие, язык свят, людие обновления (1 Пет. 2, 9). Избираются таковые посредством призывания к вере. Приявший веру становится избранным, освящается благодатными таинствами и получает обязательство быть святым и непорочным, чтоб в себе возвещатъ добродетели Того, Кто из тмы призвал его в чудный Свой свет (ср.: 1 Пет. 2, 9). В сем смысле избранные то же, что призванные, то есть все христиане, исповедующие истинную веру Христову. Все христиане действительно должны быть таковыми, какими изображает их святой Петр, чтоб не по имени, а делом быть народом избранным. Но как в среде древнего Израиля не все оказывались достойными избрания, потому что ни делами, ни нравом не выдерживали того, для чего избран народ: так и в новом — не все выдерживают то, для чего призваны, не являют в себе таких лиц, какими следует быть призванным к вере в Господа Спасителя и приявшим благодать в таинствах. Отсюда произошло разделение между призванными и избранными. Избранными являются уже только те, которые держат себя так, как следует держать себя призванным ко Господу; а которые не держат себя так, те остаются только призванными. И Спаситель нередко говорил: много званных, мало же избранных (ср.: Мф. 20, 16; 22, 14). В каком же смысле у Апостола стоит в настоящем месте слово: избранных? И в том и другом без различия. Апостол всех призывал к вере, но, призвавши, не оставлял их на произвол, а напротив, тем паче усугублял попечение о них, да явятся во всем достойными призвания, во всем истинными чадами веры и благодати. Я, говорит, — Апостол, чтоб призывать всех к вере в Господа Иисуса Христа, но не так, чтоб дать только им имя, но так, чтоб явить их совершенными и в жизни по духу веры, не призванными только делать, но и избранными (см.: блаженный Иероним).