Оливье Клеман-СМЫСЛ ЗЕМЛИ-Об авторе -Оливье Клеман – один из крупнейших современных православных богословов,

4 V. Lossky Essai sur la the'ologie mystique de l'Eglise d'Orient. Paris, 1944, p. 101.

5 Григорий Великий. Беседы, II, 35; PL 66, 198–200. Ср. E. Lanne L'Interpre'tation palamite de la Vision de saint Beno?t, dans Mille'naire du Mont–Athos. Chevetogne, 1963, II, 21–47.

6 Logoi – греч., мн. ч. от logoV, т. е. «логосы», «смыслы» вещей. – Прим. ред.

7 Cent. Car. 1, 95. Sources chre'tiennes, 9, p. 90–91.

8 Максим Исповедник Amb. PG91, 1360ab. 9 В цитируемом французском переводе сказано: «и все соединено в Нем» (ef toutes choses ont en lui leur cohe'sion); и далее: «сохраняются в Нем» (subsistent en lui). Это имеет некоторое значение в дальнейшем рассуждении. – Прим. пер. 10 Цит. по тексту, приведенному в оригинале. – Прим. пер. 11 Как известно, «евхаристия» означает благодарение; во французском переводе здесь сохранено греческое слово: en toute choses faites eucharistie (точный перевод: «во всем совершайте евхаристию»). – Прим. пер. 12 Amb., 1285 с. 1288а. 13 Ibid.: 1128ab, 1160cd. 14 Ibid.: 1128cd. 15 См. в особенности его четырехтомную (De Lubac) Exe'ge`se me'die'vale. Paris, 1959. – 1964. 16 In Ps. VIII, 8; In Ps. CHI, 1, 8; Исповедь, 1. 13, 18, 49. 17 Речь идет о еврейском и мусульманском «экзотеризме». Напротив, в Каббале, а также в суфизме вновь возникает – несомненно, под влиянием неоплатонизма – архаичное понятие явления (манифестации), эманации. 18 The'ologie Mystique, p. 87. 19 По–русски это означало бы «из ничего». – Прим. пер. 20 De fide orthodoxa, 11, 2. 21 In Psalmorum inscript., PG 44, 441 b. 22 См. Е. Mu:hlenberg Die Unendlichkeit Gottes bei Gregor von Nyssa, Gregors Kritik am Gottesbegriff der klassischen Metaphysik. G?ttingen, 1966 (в особенности с. 147–150). 23 П. Флоренский Человеческие истоки идеализма. Рукопись, с. 14. 24 In Ps. XXVIII, 3 – m 12, 1290d. 25 См., например, Григорий Нисский In hexaem., 1, 77d – PG 44, 72–73. 26 Столп и утверждение истины. Москва, 1914, с. 288 (репринт: M., 1990). 27 А.Ф. Лосев. Здесь цит. по: Зеньковский В.В. История русской философии. Ленинград: Эго, 1991; т. 2, ч. 2, с. 141. 28 S. Athanase In Ps. XXXII, 6. 29 Синодальный перевод: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс 32:6). – Прим. пер. 30 В Еф 4:6 сказано так: «Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас». [Во французском тексте вместо «все» – «всё». – Прим. пер. 31 Ср. De'monstration de la Pre'dication apostolique, 5, 9. – Sources chre'tiennes, 62, p. 35–37. 32 Qu. ad. Th., 13 – PG 90, 296bc. 33 F. Schuon Perspectives spirituelles et faits humains. Paris, 1953, p. 33. * Во французском тексте «и вы все». – Прим. пер. 34 P. Florenski Le Sens de l'ide'alisme…, p. 11. 35 Цит. по: Ф.M. Достоевский «Братья Карамазовы», в Собр. соч. В 15 тт. Т. 9, с. 405–406.