Православие и современность

Как потрясает библейский прообраз Голгофской жертвы, так тесно связанный с именем праотца Авраама! И, наконец, рассмотрим поразительный Божественный прообраз Богоявления, явления людям Пресвятой Живоначальной Троицы на месте Крещения Господня. Только на этот раз место появления Бога на земле в прообразовательном явлении Аврааму при дубе Мамврийском и Богоявление Пресвятой Троицы у вод Иордана не совпадают территориально, а находятся лишь в пределах той же святой Палестинской земли, которую всю исходил Своими стопами Христос Спаситель, являя людям Свой Божественный лик.

Первый раз видимое Богоявление было у дуба Мамврийского Аврааму и Сарре, а второй раз – всем сыновьям израильским. Никто никогда в Ветхом Завете ни до Авраама, ни после него не видел на земле Бога в человеческом образе так явственно. Подчеркиваем – на земле, потому что в видениях на разверзшихся небесах видели Господа пророки Божий, Боговдохновенные мужи – Иаков, Иезекииль, Исайя, а, может быть, и другие.

Но на земле так явственно беседовать и лицезреть явившегося в человеческом образе Бога удостоился лишь Авраам, в котором благословились все племена земные. Боговидец Моисей удостоился видеть Бога, но не в человеческом образе Сына Божия, а в недоступной человеку великой силе Божией. Моисей увидел только удаляющегося Бога, но даже от этого лицо его стало сиять нестерпимым светом, почему он должен был покрыть лицо покрывалом.

А в Богоявлении у вод Иордана была явлена Святая Единосущная Троица – Сын Божий стоял на берегу Иордана, Дух Святой в виде голубя сошел на Него, и слышен был голос Несозерцаемого Отца Небесного: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение". Поэтому и называется этот праздник Богоявлением, явлением людям Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа.

  Приложения Гибель Содома и Гоморры Местоположение Содомского пятиградия доселе не определено с достаточной точностью, но большинство географов полагают, что города эти находились к северу от Мертвого моря, в той части Иорданской долины, которая теперь потоплена водой. Это само собой предполагает, что Мертвое море уже сущестовало и раньше катастрофы, так как оно служило бассейном, куда сливались воды Иордана, но несомненно было меньших размеров и отличалось другими свойствами; быть может, было таким же прозрачным и оживленным, как и озеро Галилейское, или Геннисаретское.

Гибель этих городов есть одно из самых страшных событий в Библии, и на него чаще всего делаются указания как на доказательство страшного гнева Божия за попрание всяких законов нравственности. О событии этом повествуется так: "И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и (все) произрастения земли".

Когда Авраам рано утром на другой день взглянул по направлению погибших городов, то увидел: "Вот, дым поднимается с земли, как дым из печи". Тут мы видим одно из многих доказательств того, как Господь для наказания людей за беззаконие употребляет естественные разрушительные силы. Города погибли не от внутреннего раздора, не от руки врагов, но от такого бедствия, которого невозможно было ни предвидеть, ни избегнуть.

Неудивительно, что это событие должно было обращать на себя внимание писателей последующих времен, и указания на него мы встречаем у позднейших как иудейских, так и новозаветных писателей. Иосиф Флавий говорит о нем следующее: "Прилегающая к озеру область Содомитская была некогда благословенною страною по своему плодородию и украшалась многими городами, но теперь она совершенно выжжена. Разсказывают, что за нечестие ее жителей она была погублена молнией. Даже до настоящего времени можно видеть некоторые остатки небесного огня и следы пяти городов; в самых плодах появляется зола; по внешности и цвету они кажутся настоящими плодами, но стоит только подавить их рукой, как они превращаются в пыль и золу". В соборном Послании ап. Иуда говорит: "Содом и Гоморра, и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример всем делателям зла" (Иуд. 1, 7). По свидетельству ап. Петра, Бог "города Содомские и Гоморрские осудил на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам" (2 Петр. 2, 6). Но о событии этом свидетельствуют даже языческие писатели. Римский историк Тацит, подробно описав Мертвое море с его поразительными особенностями, затем говорит: "Соседняя с ним равнина, некогда плодородная и заселенная большими городами, была погублена молнией, следы чего можно видеть в попаленной земле, теперь совершенно безплодной". Древний географ Страбон, говоря о Мертвом море (которое он, впрочем, смешивает с Сирбонским озером на границе Египта), объясняет его небычайныя особенности действием подземных вулканических сил, хотя и прибавляет свидетельство о сохранявшемся у местных жителей предании, что оно образовалось вследствие катастрофы, погубившей Содом и двенадцать других, соподчиненных ему городов, большая часть которых была поглощена водами озера. Все эти свидетельства с достаточностью подтверждают историческую достоверность страшного события, но вместе с тем отчасти способствуют уяснению самого способа гибели городов. Местность эта поражает необычайным изобилием серы. "Серные источники, говорит один из новейших изследователей (каноник Тристрам), повсюду бьют здесь по берегам: сера разсыпана или целыми слоями, или кусками и по всей запустелой равнине; вместе с тем смола большими массами всплывает со дна озера, просачивается чрез щели скал, перемешана с песком на самом плесе берега, или даже является с примесью той же серы, как бы вследствие какого-то необычайного потрясения... Воспламенение такой массы горючих веществ – от молнии ли, или от другой какой-либо причины<|> – вместе с землетрясением, выбрасывающим смолу или серу из озера, способны сами по себе производить опустошение на прилегающей равнине". Эта особенность сама по себе делает довольно ясным способ гибели городов. Нет надобности предполагать даже действие подземных вулканических сил.