Иоанн Крестьянкин /Проповеди/ Библиотека Golden-Ship.ru

Через них и мы, и все грешники поспешим прибегнуть к Твоему человеколюбию. Как их Ты соделал славными и блаженными, Господи, так и нас припадающих к Тебе помилуй. Как мертвых Ты воскресил, будучи распят на Кресте, так и нас умерщвленных грехом воскреси по многому Твоему человеколюбию, чтобы нам быть вместе с искупленными ценою Твоего воскресения». Аминь.

  Проповедь в Неделю о блудном сыне   Эта проповедь не была издана при жизни о. Иоанна Во имя Отца и Сына и Святого Духа Други мои, сыны и дщери Отца нашего Небесного, 2-я неделя пред Великим Постом именуется неделей о блудном сыне. Эту притчу рассказал собравшимся Сам Спаситель и предваряют ее слова: «Тако глаголю  вам, радость бывает пред Ангелы Божиими о едином грешнице кающемся».

Приближается время покаяния и Отец Небесный уверяет нас, что о грешнике, осознавшем свое бедственное состояние, ищущем милости Божией в покаянии, «надо радоваться и веселиться, ибо он был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Грех – это смерть. Покаяние – возвращение к жизни. Проникнемся этой истиной и пост станет для нас временем исцеления души, и возрадуется Господь о нас грешниках кающихся.

А я бы сказал вам, что притча о блудном сыне, это притча о Любви, о непостижимой, безграничной Любви Небесного Отца к нам грешным и блудным чадам Его. Получив крещением залог спасения, усыновленных Богу, мы уже не рабы, не наемники, но сыны и дщери – наследники Царствия Отца своего Небесного. Любовь Отца обьемлет нас, она божественна и могущественна – милосердствует, долготерпит и главное никогда не перестает.

Она способна воззвать  нас со дна адова и вернуть достоинство сына всем в покаянии припавших к Отцу. Кто не припомнит в своей жизни моментов, когда и мы подобно блудному сыну отвергали Божию Любовь, вырываясь на свободу своих безумных желаний и планов? Кто, получив наследство Божиих дарований, – глубокий ум, таланты – не присвоил их себе, забывая о дародателе и используя дарованное во зло и себе, а часто и людям?

Кто, принял Слово Божие себе путеводителем по жизни вполне, не исказив его или не отвергнув совсем? А Отец все ждет. Отец, в руце которого всемогущий Промысл о каждом человеке, одним мановением могущий вернуть заблудшее чадо в разум Истины, медлит, давая вожделенную, востребованную сыном свободу. Любовь Отца ждет лишь ответной любви, не лишая нас свободы выбора в жизни.

Отец продолжает любить и ждать нашего возвращения. В притче Отец и два Его сына. Старший, повзрослевший в отчем доме, слышит от Отца: «Чадо! Ты всегда со мною еси, и вся моя твоя суть». Меньший, как требующий о себе особых попечений Отца, любимейший. И вот он-то, юнейший, не поняв всех благ жизни под покровом отчей любви, не зная всех превратностей и стремнин житейского моря, не познав себя, возжелал свободы, чтобы без Отчего благого совета и надзора отправиться в жизненное странствие.

Жестоко своевольное сердце, оно не чувствует причиняемой боли, забывает все доброе, что туне было даровано любовью. « И не по мнозех днех собрав все, мний сын, отъиде на страну далече». Но от лица Божия камо бежим»? Промысл Божий зрит  беглеца,  и из жалости к заблудшему, попускаются для него суровые уроки жизни. Наследство, полученное от Отца быстро тает в вихре соблазнов, дурман свободы и ласкательства друзей-корыстолюбцев застилают ум, призрачное счастье кружит голову. А грех неприметно, но властно начинает свою страшную разрушительную работу. И вот юнейший уже вполне раб греха: «расточи имение свое, живый блудно». С грехом входит в жизнь разорение; бедствует тело, изнывает гладом душа. Сумрак одиночества и гнетущее безмолвие воцаряются там, где недавно кипело веселие. Друзья оставили, нет ни помогающего, ни сочувствующего. Нищета вошла в свои горестные права, стерев и память о былом изобилии. «Изжившу же ему все, бысть глад крепок на стране ... , и той начал лишатися». Ужасное бедственное положение для избалованного сластолюбца. Скотоподобное состояние души низводит его в общество к свиниям и «желаше насытити чрево свое от рожец, яже ядяху свинии», но и этого он лишается. Промысл Божий неумолим. А окружающие только орудия  его власти. Так человеколюбец Господь, не хотящий смерти грешника, различными путями и многообразными способами дает чувствовать Свое присутствие, призывает к покаянию. Страшный момент переживает душа падшего. Сможет ли вспомнить он о любви отчей или пойдет на поводу у врага до конца, бессмертной душой расплатившись за содеянные грехи? Думы – думы. Осмысливание всего  происшедшего раскрывает всю мерзость греха; воскрешение в памяти  светлых начал жизни под кровом Отчим, возрождает угрызения совести,  и изменяет грешный образ мыслей. Душа оживает в сильном борении в тоске и томлении духа. «В себе же пришед» - постепенно он понял все, и совершилось глубокое перерождение души грешника, её возрождение для новой жизни. Покаяние сокрушило в нем самолюбие, гордость и стыд и в смиренном сердце явилась решимость просить помилования: «И востав иде  ко отцу своему». Сколько примеров дает нам Св. Евангелие, когда в момент раскаяния и открытого противостояния добру и злу, только воля грешника делает последний выбор. Бог с диаволом борется и поле битвы сердце человеческое.  Только в ответ на веру и доверие самого грешника Бог сотворит чудо. Господь ждет. Иуда, продавший Господа, предав кровь неповинную, раскаялся. И это был последний зов Божией любви к нему.  Но его покаяние отчаянием похитил враг, и он «шед, удавися». Апостол Петр,  исповедавший Христа Сыном Божиим, отрекся от Господа, но кроткий взгляд божественного страдальца пронзил его сердце, и он «шед, плакася горько».