Иоанн Крестьянкин /Проповеди/ Библиотека Golden-Ship.ru

Тогда взыщет Судия праведный с каждого из нас веру православную, самой жизнью явленную и исповеданную; несокрушимость печати Дара Духа Святого, в крещении нам дарованной; неоскверненного хитона тела и души, обетами сохраненного. И, освященные светом Евангельских Истин,  все увидим деяния свои во всей неприглядности: каждый лукавый наш помысл явится шипом в терновом венце Спасителя, каждое непотребное слово, плюновением на Его Божественный Лик, и каждый смертный грех поставит нас в ряды распинателей пригвоздивших Христа Бога ко Кресту.

В миг Суда мы « воззрим Нань, Его же прободоша». Увидим себя соучастниками человеческого злодеяния против Спасителя – Бога. Тогда страшно станет нам, страшно и горько о жизни безвозвратно погубленной, и позднее раскаяние прожжет души. Но оно будет бесполезно, наш жизненный искус подошел к концу, время милости Божией окончилось. Суд Божий – это тот экзамен, который определит нашу вечную участь.

Так пусть теперь еще мы все это предувидим и устрашимся будущего. Для нас, Слава Богу, время последнего Суда еще не наступило, и в нашей власти повлиять на будущее решение. При жизни мы стоим между раем и адом, между светом и тьмою. Есть еще нам время и возможность оправдаться покаянием и слезами. И вздохом благоразумного разбойника с креста - «Помяни мя, Господи во Царствии Твоем»; гласом мытаря - «Боже, милостив буди мне грешному», сокрушением сердечным  потщимся снискать милость Спасителя к нам падшим.

Но вернемся к размышлению о Страшном Суде. Подсудимому всегда предъявляется обвинение, ждет оно и нас. Все вины, за которые дадим ответ пред Богом, делятся на четыре рода. Напечатлеем же их на скрижалях сердец наших, чтобы по ним самим судить себя еще при жизни. И это будет тот благотворный суд, который  породит истинное покаяние, без следа стирающее рукописание грехов наших.

Первый род зол – это те преступления против Закона Божьего, что мы совершали сами. Второй – грехи, соделанные другими из-за нас и ради нас. В третьем роде зол – обвинят нас блага и добрые дела, которые мы могли сделать и не сделали. Четвертым  обвиненителем будут блага, не совершенные другими из-за нас и по нашей вине. И сама жизнь наша станет обличать нас в клятвопреступлении, как не выполнивших обетов, данных Богу.

И дела, слова, помышления предстанут нелицеприятными  свидетелями наших зол. И ничего не будет сокрыто, не будет тайн и таинственности. Но, всё увидят все, в том истинном виде, и в той обстановке, в какой это действительно происходило, и сами мы познаем себя. Пастырям Церкви явятся их ставленнические грамоты, взятые при рукоположении.

  И в мгновение во свете обетов озарится жизненный путь – Церковь, паства, семья, собственные дети. И дай Бог, чтобы они не стали нашими обвинителями. Обеты монашествующих, данные при постриге; обеты каждого христианина, принятые при крещении; обеты мужа и жены, произнесенные при таинстве венчания – при теперешней бездумной нашей жизни не станут ли бедой, когда все мы будем безответны на Суде.

А Господь скажет нам: «Я не требовал от вас великих подвигов, их брали на себя добровольно те, кто ощущал в себе силу духа и кто имел в себе великую любовь ко Мне. Я только ждал, что вы будете исполнителями тех Моих Заповедей, которые не только по силам вам, но исполнение которых доставляет человеку истинное счастье. О них сказал Я: « Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть». Я звал вас: «Будьте милосердны, как Отец ваш милосерд. Любите друг друга. Не судите, да не судимы будете. Блаженнии чистые сердцем». Разве трудно исполнять эти Заповеди? Разве не дали бы они, как Я и обещал, покой душам вашим»?  Да, не будет у нас оправдания пред Богом! Сколько даров всяческих естественных и духовных получили мы и умножили ли их в жизни своей? Кто то был даровит и мог стать образцом добродетели и мудрости, но уклонился гордыней в погибель. Кому то вручено богатство чтобы благотворить нуждающимся – вдовам, сиротам и немощным, но  скупость и сребролюбие превозмогли и не в Бога стала богатеть душа.  Избранный быть служителем в Церкви Божией, без борьбы победился миром, плотью и диаволом и похоронил данные таланты. Вместо учителя, стал соблазнителем.  Не устояли мы в добром произволениии, возлюбив грех, им изгнали божественную благодать, освящающую и помогающую труждающимся на пути спасения. Предали любовь Божию на попрание врагу. О Страшный Суд Божий! О страшнейшее его решение! И произойдет великое разделение людей по слову Господню: «Приидите, благословеннии Отца Моего…», (Мф. 25, 34) и «идите от Меня, проклятии…» ( Мф. 25, 41).  « Приидите и отъидите» - все, - решение окончательное.  И тотчас станут народы по правую и по левую сторону от судного престола и  великая пропасть разделит их на вечность.  И великий вопль огласит всю вселенную; последний земной радостотворный плач помилованных и первый - предвозвестник вечного стона, осужденных. Дорогие мои, други наши, кто из нас может с уверенностью сказать о своей участи в тот поистине страшный день. Живем между надеждой и отчаянием, ин суд Божий, и ин суд человеческий. И нет человека иже жив будет и не согрешит. Но Правда Божия – Правда во век и Слово Его – Истина. Будем же при жизни помнить  слова Спасителя , что пришел Он спасать не праведников, а грешников, от них же первый есть я. Отдадим уже с этого момента суд весь Богу, любящему праведников и милующему грешников кающихся. «Боже, милостив буди мне грешному»! И веру нашу Господь оправдает, надежду не посрамит, милостью покроет нас немощных. Други наши, услышим к нам обращенные слова св. мужа, делателя истинного покаяния,  преподобного Ефрема Сирин, проникшего в тайну будущего: « Именно тех, которые соблюли Заповеди Господни; милосердны, нищелюбивы, сиротолюбивы, странноприимны, одевают нагих, посещают заключенных и больных, заступаются за угнетенных; плачут ныне, обнищали при жизни ради богатства небесного, прощают прегрешения ближних, которые соблюли несокрушимою печать веры и чистоту души и тела – поставит Господь одесную; а тех, которые бесплодны, прогневали Бога высокомерием, гордостью, которые в настоящее время покаяния играют и нежатся в обьядении, пьянстве и жестокосердии подобно тому богачу, который никогда не оказывал милости бедному Лазарю, будут осуждены на вечный стыд и мучение.