Иоанн Крестьянкин /Проповеди/ Библиотека Golden-Ship.ru

Кажется такой простой и доступный способ спасения. И он зависит только от нас самих. Укроти немирствующее сердце свое, перейди от немирных чувств к состраданию, сочувствию и любви, свяжи свою самость и самолюбие - и все тут. Ты спасен! Прощеное воскресение – великий небесный Божий день.Св. Церковь установила в этот день совершать обряд прощения друг другу прегрешений.

И если бы все мы сердцем приникли к обетованию его, то в нынешний день человеческие христианские сообщества преобразились бы поистине в райские, и земля слилась бы с небом.  Любовь Божия и любовь человеческая, встретившись породили бы такую пасхальную радость в предверии постного подвига,  что она стала бы источником сил на все постное поприще. Но умеем ли мы прощать? Можем ли мы действительно простить?

Видим ли свои немощи и прегрешения против ближних, чтобы искренне произнести слова - « прости меня грешнаго»? На эти вопросы мы все без исключения должны ответить себе сами. Ведь, если по слову апостола Иакова «…в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость , то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое.

Но мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, потом мирна , скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир». Все мы нуждаемся в прощении, в милости Божией.  Чтобы не напрасен был наш постный труд и подвиг, сегодня мы должны все осознать, что дар наш может быть отвергнут Богом по единственной причине – мы не исполнили призыва  к любви, не примирились, не простили от всего сердца.

Еще и еще напомню увещевание нам Самого Спасителя: «аще принесеши дар твой ко алтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя, остави ту дар твой пред алтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда шед принеси дар твой» (Мф.5,23).  Прощение обид! Да откуда они и берутся эти обиды? Корень всех наших небратских отношений: распрей, вражды, озлоблений – кроется в нашем сомолюбивом сердце.

Самолюбие вскармливает гордость и зависть… Из  них произрастают все прочие страсти. Бороться с ними не легко, но необходимо, иначе спасение наше невозможно. « Идеже бо зависть и рвение ту нестроение и всяка зла вещь» - напоминает нам апостол Иаков. Дорогие мои! Ныне время благоприятное, ныне день спасения. Днесь весна душам! Поревнуем же отныне о спасении, об очищении сердца своего.

Божественная благодать ждет нашего произволения, чтобы помочь нам слабым и немощным. Возжелаем спасения, ответим на Божественную любовь и призыв  богоугождением самой своей жизнью. Поревнуем иметь в памяти сердца дела и плоды падений наших, ведущих к вечной смерти. Пали мы вкушением запретного плода – понудим себя восстать постом заповеданным; пали самомнением – восстанем кротостью и самоуничижением; отпали от Бога нераскаянностью – вернемся к Нему слезами сокрушения; погибаем беспечностью и Богозабвением -  оживем заботою о спасении и страхом Божиим.

Потрудимся освободиться от всех сих сетей, которыми нас живых уловляет сатана в свою волю, разлучая от Бога. Послушаем глас Божий, через апостола возбуждающий нас от смертного сна: «Час уже нам от сна восстати. Нощь прейде, а день приближися. Отложим убо дела темная и облечемся во орудия света». (Рим.13, 11-12)  «Се, ныне время благоприятное! Се ныне день спасения! (2Кор.6, 2) « Востани спяй, и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос!» (Еф. 5,14). Аминь.   Как проводить 1-ю Седмицу Великого Поста Эта проповедь не была издана при жизни о. Иоанна Дорогие мои, вот и вступили мы в Великий Пост, в спасительное время подготовки к величайшему событию в истории человечества – к встрече Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. Для многих Великий Пост не новость и они уже прониклись незабываемым благоуханием этого одновременно и скорбного и радостного ожидания обновления своей души, когда она остро ощущает и свое недостоинство, но и присутствие Божие здесь, рядом и даже в себе. Но есть среди нас и те, кто недавно услышал призвание на путь следования за Христом и для них это первый Великий Пост. Вот им я и хочу расказать, что значит для христианина первая седмица Великого Поста и как ее должно проводить. А тем, кто уже дорожит этим благодатным временем, не грех напомнить, как проводили говение наши  благочестивые и богобоязненные предки. Я еще застал время этого удивительного единодушия, когда на жизнь всего российского общества Великий Пост незримо налагал свои спасительные узы и казалось, что все живут одним сердцем, одними чувствованиями. «Днесь весна душам» - говорит Св. Церковь. И первая неделя Великого Поста всегда в преддверии весны, когда природа пред глазами всего человечества ежегодно таинственным языком повторяет учение о воскресении мертвых, живописуя его чудом своего оживления, напоминая, что время зимней «смерти» для нее кончается, впереди воскрешение жизни. И в нашем подсознании начинается то же ожидание обновления души и радование о том, что это непременно произойдет. Воскресает природа, но ведь и мы тоже природа и наши души ждут своей весны - своего воскресения. Так начинается пост – праздник души. И как-то само собой отступают на задний план суета и назойливые житейские дела, которые в другое время властно диктуют свои требования и подчиняют себе весь строй нашей жизни,  когда мы, рабски не задумываясь, повинуемся их насилию. В пост все по другому. С прощеного воскресенья душа, как бы истрезвившись настраивается на строгий лад, ведь надо вспомнить кого и чем я умудрился обидеть, и как трудно признавать, что это именно я виноват. Трудно, но что делать? Надо! С завтрешнего дня начинается неделя говения. Говение – подготовка к исповеди, сама исповедь и причащение Св.Христовых Тайн. Строгие великопостные службы  настраивают на покаянный лад. И вопрос «по Божьи ли я живу»?