Иоанн Крестьянкин /Проповеди/ Библиотека Golden-Ship.ru

И живое чувство горя приведет нас к Источнику живой воды, и Божия благодать своей живительной силой восстановит нас от падения, доставит духовную свободу уму, освободит от оков греха. Други наши, мы живем ныне в такое уплотненное время, когда опыт духовного прозябения и возрастания в жизни человека совершается зримо, не растягиваясь на десятилетия.

Но вот здесь, сейчас, оно, это прозябение, совершается с нами. Человек“был мертв и ожил, пропадал и нашелся” (Лк. 15, 32). Сколько таких живых мертвецов пришли ныне с распутий жизни в Церковь, водимые единственным чувством,— жаждой истины. И Господь творит чудо,— восставляя мертвых к жизни. Вслед за жаждой истины скоро, очень скоро начинает в жаждущем появляться и познание истины, ибо Господь открывает Себя жаждущему. Истина — это и есть Сам Господь.

“Аз есмь Путь и Истина и Жизнь”,— говорит Он о Себе в Священном Писании. И сила Божия неминуемо является вместе с Богом в нашу жизнь в Таинствах Церкви, становясь в нас источником живой воды, текущей в Жизнь Вечную. Истина — это есть и слово Божие — живое, всегда действенное, ведущее жаждущего путника по пути жизни. “...слово Твое есть истина”,— свидетельствует Писание (Ин. 17, 17).

Истина — это и Дух Истины, Дух Святой, Дух Божий, от Отца исходящий, Сыном же являемый. “Дух Святой наставит нас на всякую правду”. Вот три живоносные струи одного Источника — Источника Жизни Духа. Но лишь вера во Христа дарует познание этой живоносной истины. А вот и еще последнее условие, без которого завянет росток ожившего духа. Надо нам жить истиной каждую минуту, надо ощущать свою жизнь постоянно в присутствии Живого Бога. Вот Он здесь, со мной.

Он видит мои поступки, Он предвосхищает чувства моего сердца, Он зрит движение моего ума. “Господь мой и Бог мой!” Мой Господь! И неужели нас не убеждает в вездеприсутствии Божием тот очевидный факт, который история являет нам ныне. “...Нет ничего сокровенного, что не открылось бы...”— свидетельствует Святое Писание (Лк. 12, 2). Сотворенное во мраке ночи — обнародовано днем; погребенное временем (

семидесятилетняя новейшая история России) — восстало очевидностью ныне содеянного; тайное явилось, когда его не ждали, когда о нем забыли, явилось и объявило истину. “И свет [истины] во тме светится, и тма его не объят” (Ин. 1, 5). И истина Божия показала нам теперь в сонме святых, некогда поруганных, и уничиженных, и оболганных, являя миру их правду.

И тьма поглотила тех, кто восставал на истину, и память их погибла. Хочу привести вам еще один пример из жизни прошлого столетия, на первый взгляд и незначительный, но очень ярко показывающий, что значит и как ходить в жизни пред Богом. Барин, увлеченный молодостью и свежестью юной горничной, не добившись уговорами склонить ее к преступному деянию, решил использовать для этого свою силу и власть.

И в момент, когда голубка была уже во власти этого коршуна и неоткуда было ждать помощи, взор девушки упал на образ Спасителя, и сердце ее затрепетало к Богу, и она воскликнула: “Барин, а Он ведь смотрит!” И чудо! Преступные руки разжались и отпустили жертву, и покаянные слезы полились из глаз, не знавших слез. У многих наших современников этот пример вызовет усмешку. Но, дорогие мои, а Бог-то ведь смотрит и на нас, и Живой Бог ждет и нашего живого обращения к Нему. Но дар Божий — чудесная свобода человеческая — всегда ставит нас пред выбором: чрез все события, все горести и радости идти или не идти к Божией правде и любви, которой нет конца. Господь всегда с нами, но мы-то не всегда идем к Богу. Вот почему всегда остается для нас реальная опасность: быв у кладезя жизни — остаться мертвыми, и у живой воды — жаждущими, и у благодати — без благодати. И нет, дорогие мои, для богопочтения и жизни в Боге ни особого времени, ни особых обстоятельств, но всегда и во всем подлинная жизнь в Боге состоит в том, чтобы наша забота о спасении озаряла светом Правды каждый миг жизни. Насыщайтесь же, други наши, водою жизни. Подойдите ко Христу — Источнику ее, подойдите в “духе и истине”. И источники живой воды потекут и через вас к тем, кто еще не нашел живительного Источника и истаивает жаждой в пустыне жизни. И словами архиепископа Херсонского Димитрия завершу я сегодняшнее наше хождение на источник живой воды, чтобы его боговдохновенные слова напечатлелись на скрижалях сердец ваших, став действительным руководством к жизни в “духе и истине”. Кто молится Богу духом? — тот, кто, произнося слова молитвы, произносит их не одними устами, а всею душею и сердцем; — кто, ограждая себя знамением Креста Господня, взирает духом на Самого Распятого на Кресте; — кто, преклоняя голову свою, преклоняет пред Богом и сердце, и душу свою; — кто, повергаясь на землю, всего себя повергает в руце Божии в глубочайшем смирении и сокрушении сердца, с полной преданностью воле Божией. Кто молится Богу истиною? — тот, у кого душа и сердце оживлены верою и любовью, оживлены мыслями, чувствами, надеждами и желаниями, которыми дышат молитвы святых; — кто, поклоняясь Богу в храме, не кланяется истуканам страстей своих вне храма; — кто, служа Богу участием в богослужении церковном, служит Ему и самою жизнью, и делами своими; — кто, прося у Бога хлеба насущного, сам разделяет его с другими неимущими и тем более не отнимает его у других; — кто, прося у Господа прощения грехов своих, и сам прощает от всего сердца всякому согрешающему пред ним; — кто, молясь об избавлении от искушений и наветов лукавого, и сам не поставляет брату своему поводов к претыканию и соблазну; — кто, произнося в молитве священнейшие слова: “...да будет воля Твоя!” — искренне готов исполнить и претерпеть все, что повелевает сия святейшая воля. Претерпеть все по воле Божией и во славу Пресвятого имени Его — до креста, до смерти. Таковых-то ищет Отец Бог, поклоняющихся Ему”. “Господи! Жаждущую душу мою благочестия напой водами!” Воистину воскресе Христос! Аминь! 16 (29) мая 1994 года Рождество Господa нашего Иисуса Христа Слово во второй день Рождества Христова Христос раждается! Славите!