Просветитель

, — но уже тысяча пятьсот лет прошло, а второго пришествия нет, хотя уже пора ему быть”. И еще: “С тех пор, как стали умирать отцы... все остается так же”, — то есть: и при отцах наших говорили то же самое, и ничего не сбылось, но все остается по-прежнему; “от начала творения”, то есть с тех пор, как был создан этот мир, все остается неизменным. Говорящие так не веруют, что есть Бог и что Он строит все промыслом Своим и силою, что Он судит всех и воздаст каждому по делам его.

Поэтому апостол сказал: “Думающие так не знают”, — поистине достойно и праведно утаено от них, как от недостойных Божественного Откровения, ибо они многоплетенными хитростями тщатся познать Содетеля и Творца всяческих. Это происходит с ними потому, что они не ищут благочестия с боголюбезным размышлением, но гордой мыслью касаются неприкосновенного.

Далее апостол сказал, что “вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою”. Священное Писание называет небесное небом и небесами, и божественный Павел был восхищен до третьего неба, поэтому Петр сказал, что вначале составлены “небеса”, а не одно небо. “Из воды” означает то, о чем говорит Моисей: “И назвал Бог твердь небом”, и повелел быть ему “посреди воды”, и “отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью”(См. Быт. 1, 6 — 8.).

Слова о том, что земля “из воды и водою” составлена, согласуются со словами блаженного Давида: “Утвердил землю на водах”(Пс. 135, 6.), — и еще: “Он основал ее на морях”(Пс. 23, 2.). А сказав: “...словом Божиим...” — апостол пресек все помышления человеческие и вопросы желающих узнать об этом; как говорит Писание: не знает человек путей Божиих (Ср.: Рим. 11, 33.)

, ибо “величию Его нет конца и разуму Его нет числа”(Ср.: Пс. 146, 5.), мир Его “превыше всякого ума”(Флп. 4, 7.) — “откуда Он приобрел премудрость и где место разума Его?”(Ср.: Иов. 28, 20. В цитировании прп. Иосифа фраза приобретает отличия от библейского текста, т. к. дополнена по смыслу (ср. также ст. 23). — Ред.) Хорошо говорит божественный Давид: “Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось”(Пс. 32, 9.).

И еще апостол пишет: “Потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою”. Что значит “тогдашний мир”? Это люди, которые были потоплены водою во времена Ноя. Водой, которую дал им Бог для пищи и пития и для многих других нужд, — этой же водой Он погубил нечестивых. Блаженный Петр недаром вспоминает мир во времена Ноя, ведь и тогда не верили Ною, который взывал: “Покайтесь!

” Если бы они поверили, что будет потоп, то покаялись бы и оставили свои злые дела; однако они не поверили, и от неверия погибли. Так и теперь говорят, что апостольские писания ошибочны, — поскольку, утверждают еретики, Христос пришел в последние времена, а теперь минуло тысяча пятьсот лет, но второго пришествия нет. И еще апостол сказал: “А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом...

” — то есть теперь и небеса, и земля удерживаются тем же Словом Божиим, чтобы они не погубили нечестивых, как прежде, при Ное, водой с небес, или водой от земли, или как погибли содомляне — огнем и серой и пылающими камнями с неба. И еще он сказал: “сберегаются огнем”, — то есть освещаются солнцем, луною и звездами, ибо Священное Писание называет огнем солнце, луну и звезды. И еще он говорит: “...на день суда и погибели... человеков”, — то есть теперь Он все освещает огнем, потом же будет огнем мучить нечестивых. Слова “на день суда” означают, что если теперь Он и не мучит нечестивых, то в день Суда они не избегнут мучения. И еще говорит апостол: “Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет”, — то есть Бог на небесах не исчисляет время тысячами лет, Бог неподвластен ночи: разве солнце всходит или заходит у Него, или луна увеличивается и умаляется? Нет, у Него всегда день. Как сказал Исаия пророк: “Не будет уже солнце служить... светом дневным, и сияние луны — светить ночью”(См. Ис. 60, 19.). Потому великий апостол Петр и говорит, что “у Господа один день, как тысяча лет”. Подобно этому и святой Давид сказал: “Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи”(Пс. 83, 11.). И далее апостол говорит: “...и тысяча лет, как один день”. Эти слова подобны сказанному святым Давидом: “Ибо пред очами Твоими, Господи, тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи”(См. Пс. 89, 5.). День вчерашний, который прошел, мал и почитается за ничто, потому что уже миновал, — так и тысяча лет пред Богом. Пророк не просто сказал: “Тысяча лет” пред Богом “как день вчерашний”, — но “и как стража в ночи”, — то есть как три часа, которые составляют ночную стражу. И ты говоришь: тысяча пятьсот лет прошло, с тех пор как Христос воплотился, а второго пришествия все нет! В Писании сказано: “Коротка и прискорбна наша жизнь”(Прем. 2, 1.), — полна скорбей и болезней, и для человека тысяча лет — значительное и продолжительное время, ведь никто из людей не жил тысячу лет. Но неужели ты думаешь, что тысяча лет и для Бога — значительное и продолжительное время? Или Бог дряхлеет от старости? Или испытывает нужду, как и мы? Неужели ты не слышишь, как Исаия вопиет о Нем: “Вечный Бог не утомляется, не жаждет, не алчет, и разум Его неисследим”(См. Ис. 40, 28. Цитируемый прп. Иосифом текст несколько отличается от всех доступных нам списков славянской Библии. — Ред.). И еще апостол сказал: “Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением”, — то есть: Господь не пришел пока судить не потому, что замедлил, но потому, — говорит он, — что “долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию”. И еще говорит блаженный апостол Петр: “Долготерпение Господа нашего Иисуса Христа почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной погибели, превращают, как и прочие Писания”(См. 2 Пет. 3, 15 — 16.).