Просветитель

Первая заповедь, которую получил Адам, была такой: не вкушать от древа познания добра и зла. И это указание — не вкушать от него — и является установлением поста и воздержания, ведь в раю не было ни вина, ни заклания животных, ни мясоядения. Таким образом, пост — образ райского жития. Потому и пророки, и праведники постились. Так, еще до Закона Мелхиседек ел побеги деревьев и пил росу, и Моисей сорок дней постился, также и Илия, и Даниил и три отрока постились.

И святой Иоанн Предтеча не ел ничего, кроме акрид и дикого меда. И ессеи не только мяса не ели, но и вина не пили. И Господь наш Иисус Христос 40 дней постился, а после Его Божественного Вознесения на Небеса и святые апостолы постились и не вкушали мяса, воздержания ради, как свидетельствует великий апостол Петр. Ведь он говорит Клименту, своему ученику: “Видишь, Климент, я не питаюсь ничем иным, только хлебом и водою и небольшим количеством маслин”.

И святой апостол Павел сказал: “Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек”(1 Кор. 8, 13.). И в путешествии святого Иоанна Богослова говорится, что он ел в день по две унции хлеба и пил по одной чаше воды. Также и в путешествии святого апостола Фомы сказано, что пищей его был один хлеб, а питьем — вода. И еще говорит апостол: “То, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением”.

Еретики же не только не благодарят Бога, сотворившего пищу, но и хулят, как уже было сказано; а иноки и прежде вкушения благодарят Бога, и по вкушении делают то же. Еретики утверждают, что пища скверна, а иноки, вслед за апостолом, говорят, что “всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением и вкушается, потому что освящается словом Божиим и молитвою”(См. 1 Тим. 4, 4 — 5.).

Ты видишь, что святой апостол Павел говорил не об иноках, но о еретиках, которые приравнивают брак к блуду, пищу же называют скверной. Скажем еще и о словах Закона Моисеева: “Проклят всякий, кто не восставит семени в Израиле”. Еретики говорят, что это написано об иноках и о всех, кто живет целомудренно и чисто, — это они не восставили семени. Но мы, имея упование и надежду на Бога Слово, воплотившегося от Девы и почтившего девство более всех добродетелей, отвечаем им: неизреченна чистота девства и целомудрия и истина чистоты, ибо чистота сопричастна ангелам, соединена с горними силами, подобна бесплотным естествам, попирает страсти, удаляет всякую печаль, избавляет от слов осуждения: “Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей, в болезни будешь рождать детей”(Быт. 3, 16.).

Родившись от Девы, Господь воздал честь девству, потому что девство выше и гораздо предпочтительнее брака. Насколько ангелы выше людей и небеса выше земли, настолько девственники более чтимы, чем женившиеся, ведь девство — это житие ангельское и равноангельское. Девственное житие изначально было установлено Богом для естества человеческого. Когда Бог создал Адама и Еву, они были наги и не стыдились.

А быть нагим и не стыдиться — свидетельство совершенной чистоты и целомудрия. Когда же они преступили божественную заповедь и были изгнаны из рая, то были осуждены на смерть. Тогда Адам познал жену свою, и она зачала сына, чтобы род человеческий был сохранен деторождением и человеческое естество не погибло. Когда совершилось преступление, тогда было разрешено и брачное совокупление.

Таким образом, брак появился по необходимости, а не по иной причине. Ведь Бог мог и иным образом умножить человеческий род, если бы первозданные люди до конца сохранили заповедь Божию, поскольку и они были созданы без брачного совокупления. Девственное житие подобно житию ангельскому, поэтому праведники и пророки, жившие прежде Закона и во времена Закона, зная это, проводили девственное и чистое и целомудренное житие. Ведь еще прежде Закона Мелхиседек, а во времена Закона Илия, Елисей, Иеремия, Даниил и три отрока и удивительные ессеи презирали брак и проводили девственное и чистое житие, и великий Иоанн, Предтеча и Креститель, был примером чистоты, девства и целомудрия. Они жили до Закона и во времена Закона. Во времена же Нового Завета святые и божественные апостолы, последовав Владыке Христу, проводили девственную, чистую и безбрачную жизнь, и всех людей учили девственному и чистому житию, и подвизались в этом до смерти, как уже говорилось. И если бы они были прокляты, как не восставившие семени, то и иноки прокляты за то, что не восставили семени. Но поскольку известно, что апостолы, не восставившие семени в Израиле, были более честны и святы, чем все люди, то и иноки, не восставившие семени, честны и святы более всех. Слова Закона: “Проклят всякий, кто не восставит семени в Израиле”, — сказаны не об иноках и не о тех, кто проводит целомудренную и чистую жизнь, а о тех, кто вступил в брак и живет с женою, но не восставил семени. Ведь брак был дан для деторождения, а не для блуда. Некоторые же, не в силах проводить целомудренную и чистую жизнь, вступают в брак, а того, ради чего существует брак — ради рождения детей, — не исполняют. Кроме того, если и было сказано, что проклят всякий, не восставивший семени в Израиле, то сказано это было жившим во времена Ветхого Завета. В Новом же Завете эти слова не имеют смысла, ибо они упразднены, как упразднено почитание суббот и обрезание и многое другое, бывшее в Ветхом Завете. Ведь было сказано и так: “Блажен имеющий семя в Сионе и сродников в Иерусалиме”(См. Ис. 31, 9. О расхождении отрывка с Синодальным переводом см. примечание на с. 300. — Ред.). Но если это будут воры, разбойники, блудники, чародеи или идолослужители, то разве блажен тот, кто имеет такое потомство и родственников? Не может этого быть, и никто из мыслящих здраво не думает так. И сказано это о духовных детях, а не о плотских, о родственниках по духу. Ибо есть семя духовное, которое принимается в любви и страхе Божием, и через страдание в лоне духовном рождает дух спасения, о котором говорит Исаия: “В страхе пред Тобою, Господи, мы были беременны, мучились, — и родили дух спасения”(См. Ис. 26, 18. Славянская Библия здесь также резко расходится с Синодальным русским переводом. — Ред.). Итак, это семя, которое есть страх Господень, все святые приняли во чрево, и страдали, то есть потрудились, и родили дух спасения, то есть Дух Святой, и этим Святым Духом породили множество чад духовных. Именно об этом семени говорит Писание: “Блажен имеющий семя в Сионе и сродников во Иерусалиме”. И так же, как Писание говорит не о чувственном семени и не о сродниках по плоти, но о духовном семени и о сродниках по духу, — так же говорит оно и о Сионе и о Иерусалиме, имея в виду не чувственное, но Небесный Сион и Небесный Иерусалим.