Просветитель

Когда говорят, что Авраам принял у себя Бога с двумя ангелами, или что Авраам принял ангелов — и это также сказано вполне истинно и справедливо, но это сказано в премудрости и заключает в себе тайну, по словам Писания: “Тайна Моя — Мне и Моим”: ведь святые — свои для Бога (Ср.: Кол. 1, 26.). Поэтому святые божественные отцы не от себя писали, но заимствуя из Священного Писания, ибо Писание называет Бога иногда Ангелом, иногда — Человеком.

Пророк Исаия говорит: “Младенец родился нам, Сын, и дан нам”(Ис. 9, 6.); “Он будет питаться маслом и медом”(См. Ис. 7, 15.); “И нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел”(Ис. 9, 6.). Таким образом, пророк называет Сына Божьего Ангелом. Когда пророк говорит: “И нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог”(Ис. 7, 14; Мф. 1, 23.), то этим он показывает, что Иисус Христос — воистину Бог.

Итак, пророк называет Сына Божьего и Человеком, и Ангелом, и Богом. Святые отцы доподлинно знали, что у Отца, Сына и Святого Духа одно Существо и одно Естество, поэтому они называли Бога и Ангелом, и Человеком и поэтому они иногда пишут, что Авраам принял Бога с двумя ангелами, иногда — что патриарх угощал ангелов, иногда же пишут, что Авраам принимал у себя Святую Троицу.

И не только пророки называют Всевышнего то Богом, то Ангелом, а иногда — Человеком, но и Сам Бог многократно называл Себя в Писании и Ангелом, и Человеком, как свидетельствует книга Бытия: “Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: ...не поднимай руки твоей на отрока... ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога”(Быт. 22, 11 — 12.). Вот видишь, Господь назвал Себя Ангелом!

Когда же Он сказал: “Не пожалел сына твоего... для Меня”(Быт. 22, 12.), — то явил Себя Богом. И еще говорит Писание: “Явился Иакову Ангел Божий и сказал: Иаков! Я вижу все, что Лаван делает с тобою; Я Бог твой”(Ср.: Быт. 31, 11 — 13.). Вдумайся в написанное: “Я Бог твой”. Ангелы — создания Бога, но не Бог, поэтому ангел не может сам себя назвать Богом.

Ибо ангелы знают, что тот, кто раньше назывался Денницей благодаря своей светлости, только возжелал уподобиться Вышнему — и стал вечной тьмой из-за своей гордости. И Адам тогда был осужден на смерть, когда поддался наущению змея, сказавшего: “Вы будете, как боги”(Быт. 3, 5.). Разве может ангел назваться Богом? Немного далее в книге Бытия сказано: “И остался Иаков один. И боролся Муж с ним до появления зари...

И нарек Иаков имя месту тому: Образ Бога; ибо, говорил он, я видел Ангела лицом к лицу и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда отошел Образ Бога”(См. Быт. 32, 24, 30 — 31. В большинстве славянских редакций Библии и в Синодальном русском переводе — “Я видел Бога лицом к лицу”; Ангелом называет боровшегося с Иаковом прор. Осия (Ос. 12, 4). В Синодальном переводе: “Боролся Некто с ним”.).

Вначале сказано: “И боролся Муж с ним”, — речь идет о том, что Бог явился Иакову в человеческом образе. Когда Иаков говорит: “Я видел Ангела лицом к лицу”, — то он свидетельствует о явлении Бога в образе Ангела. Когда же говорится: “И взошло солнце, когда отошел Образ Бога”, то этим свидетельствуется, что никто иной, но Сам Бог явился Иакову. И в Писании многократно говорится о том, что Иаков боролся с Богом. Итак, Бог являлся и в образе Человека, и в образе Ангела! В книге Судей сказано: “Явился Ангел Господень жене Маноя и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь и родишь сына... Жена пришла и сказала мужу своему... Маной помолился Господу, чтобы вновь тот человек пришел к нему. И пришел к нему... Маной хотел, чтобы тот поел хлеба, пошел заколоть для него козленка, — ибо считал того простым человеком, — Ангел же сказал ему: Я не буду есть хлеба твоего. Я есмь хлеб жизни”(Ср.: Суд. 13, 3, 6, 8 — 9, 15 — 16. В доступных нам славянских редакциях Библии предложение “Я есмь хлеб жизни”, на которое затем ссылается прп. Иосиф, отсутствует. — Ред.). Что может быть правдивее этого свидетельства? В Евангелии Сын Божий говорит о Себе: “Я есмь хлеб жизни”(Ин. 6, 35.). Здесь мнимый ангел, а в действительности — Сын Божий, также говорит: “Я есмь хлеб жизни”. Далее в Писании говорится: сказал Маной жене своей: “О, жена, верно мы умрем, ибо видели мы Бога”(Суд. 13, 22.). И в этом случае Бог явился сначала в образе Человека, затем — в образе Ангела. И много других подобных мест можно найти в Божественном Писании, свидетельствующих, что Бог может становиться Ангелом и называться Человеком. Поэтому святые отцы наши и учители поступают хорошо и справедливо, когда пишут по-разному: иногда — о том, что Авраам сподобился принять Святую Троицу в свой шатер, иногда же — что Авраам принял Бога с двумя ангелами, а иногда — что патриарх угощал ангелов; и все это истинно. Если бы в действительности было иначе, разве осмелились бы святые отцы, знавшие Божественные тайны, противоречить Священному Писанию? Ведь в Писании сказано: явился Аврааму Бог, а они иногда пишут, что явились Аврааму ангелы, иногда — что явился Аврааму Бог с двумя ангелами, иногда же — что явилась Аврааму Святая Троица. Из этого ясно, что Бог и в образе Ангела показывается, и в образе Человека является. Ангел же не может назвать себя Богом. Не удивляйся тому, что Сам Бог принимает то вид Человека, то образ Ангела и является благим и праведным людям. Не только благим и праведным, но и грешным и нечестивым Он многократно являлся, как свидетельствует книга Бытия: “Пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял... теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив”(Быт. 20, 3, 7.). И еще сказано в Писании: “И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого”(Быт. 31, 24.). И в книге Исход сказано: “И пришел Бог к Валааму ночью и сказал ему: ...встань, иди с этими людьми; но только делай то, что Я буду говорить тебе”(См. Чис. 22, 20.). И много подобных случаев приводится в Божественном Писании.