Безусловно. По силам и с рассуждением. Без меры нельзя изнурять себя и браться за подвиг, превышающий наши силы. Богу это не нужно и нам вредно. Болящие по желанию к выздоровлению часто берутся за то, что не их меры. Получается духовный срыв... И с подвижниками это бывает, как один пустынник рассказывал: “Мы не можем слишком сильно поститься. Господь от человека требует не голода, а подвига. Подвиг — это то, что может человек сделать самого большого по своим силам, а остальное по благодати. Силы наши теперь слабые, и подвигов больших Господь с нас не требует. Я пробовал сильно поститься. И вижу, что не могу. Истощаюсь — нет сил молиться, как надо. Однажды так ослаб от поста, встать правила прочесть не могу. Господи, думаю, пощади создание свое. И слышу в сердце: не вставай — лежи, пока поправишься. Так Богу угодно...” /В. Свенцицкий. “Граждане неба”. 1994/

Болящие часто хватаются резко за все, а потом бросают. Надо идти Царским, средним путем.

Но, к сожалению, сейчас часто раздаются высказывания о том, что пост не для нас и правила св. Отцов — прошлое. Приводят много примеров, доводов, ссылаются на известные авторитеты... От врага это. Не можешь поститься — кайся, а не ропщи на устав.

24. Что нравится бесам в современных людях?

Бездуховность. Когда человек живет для тела и ради тела, а не души, тогда сдвигаются понятия жизненные в сторону мира и путается добро со злом. Легко нарушает такой христианин духовные законы и не осознает этого, так как что хорошо для тела — плохо для души. Всякий грех есть действие плоти, а не духа. И потому апостол, упрекая в грехах, замечает: “Не плотские ли вы?” /1 Кор. 3, 4/ Но современный человек грешит, не ведая греха, и смеются над ним бесы. “Грех есть главная сила демонская... через грех все извращено” /Св. Иоанн Златоуст/

Задал я как-то вопрос опытному духовнику, занимавшемуся раньше болящими, и он мне много перечислил, что любят бесы: женщин в штанах, накрашенных, намалеванных; мужчин, курящих и любящих вино и пиво, живущих не венчанными с женами; те церковные службы, когда все совершается быстро и неблагоговейно или ради денег, или славы /митры, креста, ордена/; когда святыню не ценят и не дорожат ею; когда церковные и семейные тайны выносят на суд посторонних; отпевают и служат панихиды по самоубийцам, опившимся вином, инаковерующим или неверующим вообще, или даже некрещеным /а бывает и такое: в США совершалась о. Виктором Потаповым панихида по А. Сахарову, а он некрещеный/; любят тех, кто уши прокалывает и носит серьги; когда колдунов боятся больше Бога; любопытных и пустословов; общую исповедь и небрежное отношение к исповеди вообще; когда на могилах ставят памятники вместо креста; добрые дела, сделанные напоказ, ради похвал или выгод.

И многое, многое другое, что обмирщвленные христиане за грех и не считают или идут на поводу у общественного мнения: “А что люди скажут?”

25. Какое самое сильное средство против духовной болезни, чтобы исцелиться? Исправление жизни и смирение. 26. Прощается ли великий грех детоубийство? Прощается и изглаживается в наших хартиях, но надо слезно каяться и изглаживать добрыми делами. 27. Каких священников особенно бес не любит? Таких, которые спасают и приводят к Богу. 28. Играют ли роль на духовно-болящих Праздники и посты?