Православие и современность. Электронная библиотека-А.Ф. Лосев-ЖИЗНЬ-© Текст печатается по изданию: А.Ф. Лосев.

— Ничего не хочу, ничего не желаю? —Да!

—А жить ты тоже не хочешь?

— Это — мое дело.

— Нет, брат, не увиливай. Жить ты тоже не хочешь? Говори! — Может быть, тоже не хочу.

— Нет, не "может быть", а ты говори прямо. — Хочу или не хочу, а действовать ты меня не заставишь. Для кого? Для себя? Но ты сегодня есть, а завтра тебя нет. Для тебя? Тоже самое! Для будущих поколений? А мне какое дело до них, раз я умру?

— Жить не хочешь? — Смотря как. Если вот так, как сейчас, то определенно не хочу.

— Да не так, как сейчас, а вообще. —А что значит "вообще"?

— Ну жить, несмотря на все условия и обстоятельства жизни. — "Несмотря" — не хочу. Хочу только — "смотря". — Шкурник, дескать? — Свободный, а не раб. Вот что "дескать". — Но что же это за свобода, если ты ничего не хочешь делать, не хочешь действовать, не признаешь практику. Ну пользу-то какую-нибудь ты признаешь? Людям-то хочешь ты пользы или нет? Себе самому, наконец, хочешь ты пользы или нет? — А ты знаешь, что такое польза? — Всякий знает, что такое польза. — А я вот не знаю. — Врешь. Знаешь. — Не знаю. — Чего тебе надо, не знаешь? — Не знаю. — Что тебе есть и пить надо, не знаешь? — Не знаю. — А зачем же ты ешь и пьешь? — А я почем знаю, зачем я ем и пью? — Тебе же хочется есть и пить? — Мало ли чего. Мне вот иногда по морде хочется дать. А ведь не даю же. — По морде не даешь, а ведь хлеб-то кушаешь? — Ну и что ж тут умилительного? —А то, что тебе это полезно и ты знаешь об этой пользе и согласно такому знанию и кушаешь. — Вранье! Червяк ни черта не знает, а сосет воду всем телом. — Значит, ему это полезно, а польза есть причина его действия. — Вранье! Бабочка летит на огонь — это тоже ей полезно? — Это ей приятно. Приятность, наслаждение, тоже может быть принципом действия, хотя, по-моему, это и дурной принцип. — Сколько же у тебя принципов действия? — Да дело вовсе не в количестве принципов действия, а дело в том, что вообще надо действовать. — Вот этого-то "надо" ты и не доказал. Ты все время указываешь на слепые факты: ешь, мол, да пьешь или живешь-де, а не умираешь. Ну, что ж! Все это слепые факты. Так оно действительно есть. Но почему оно есть, почему оно так есть, а не иначе, и почему я должен именно так действовать, а не иначе, да и вообще почему я должен действовать, а не наплевать на все, — этого ты мне ничего не доказал. —Да наплевать на все—это тоже есть действие! — Я и не говорю, что я наплевал. Я только говорю, что никто не имеет никакого права заставить меня ни действовать, ни плевать. — Да совесть-то у тебя есть или нет? Совесть-то разве не заставляет тебя действовать? — Совесть у всех разная.