Лука Крымский/ Спешите идти за Христом (сборник проповедей)/(Библиотека golden-ship.ru)

Антипатичны нам бывают черты лица, даже структура тела других людей. Ненавидят в южных штатах Америки несчастных негров за то, что черна кожа их, что приплюснут нос и толсты губы. Противны многим из нас черты лиц, не похожие на русские: не нравятся черты лица резко выраженного еврейского или монгольского типа; не нравятся их нравы и обычаи и всё различие наружное.

И как было тогда, когда пришел Господь из Галилеи в Иерусалим, не принимают люди друг друга, отталкивают друг друга. Умножается деление людей на разные группы, и нет святого единства между людьми, нет того, о чем просил Господь и Бог наш Иисус Христос в Своей первосвященнической молитве к Отцу Своему перед крестными страданиями Своими.

Он молился об апостолах Своих, а потом и обо всех, верующих в Него: "Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино" (Ин. 17, 20-21). Святые апостолы Павел и Петр в посланиях своих не раз научают нас тому, что не должно быть вражды и разделения между людьми; между ними должно быть единомыслие, единодушие, единение в любви.

Но люди не внимают этому призыву, совсем не понимают его, как не понимали ближайшие ученики Христовы, Иаков и Иоанн, которые хотели молиться о ниспослании огня с неба. Господь строго остановил их. Он сказал им: "Не знаете, какого вы духа..." Не знаете, какого вы духа, не знаете, что дух христианский должен быть духом любви ко всем, духом единения, а не разделения между людьми. А соединить может только святая любовь.

Думаю я, что многие из вас тоже не знают, какого они духа. Часто вы готовы просить, чтобы Бог истребил тех, кто причиняет вам зло и призываете все кары и страдания Божии на них, и недовольны тем, что Господь терпит их, и забываете о великих словах Божиих: "Мне отмщение, Аз воздам" (Втор. 32, 35. Евр. 10, 30). Он, только Он, Бог Всеведущий, имеет право воздавать каждому по делам его, а мы никому не имеем права мстить, не смеем и просить Бога о наказании тех, кто противен нам, кто мешает нам жить.

Господь Сам знает, кого и когда надо наказать, кому и когда надо отомстить. А вы молчите; вы не просите, чтобы Господь ниспослал огонь с неба и истребил тех, кого Он терпит. Помните, помните об этом, никогда не забывайте, как не приняли, отвергли Его самаряне, и какие удивительные слова были сказаны апостолам: "Не знаете, какого вы духа". Аминь.

    Тайна Царства Божия в сердце нашем   1 октября 1948 г. Пятница 14-й недели по Пятидесятнице   Сказал Христос Господь наш: "Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе" (Мк. 4, 26-28).

О каком это Царствии Божием говорит здесь Господь Иисус Христос? О том, о каком сказал Он: "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17, 21). Этим сравнением с возрастанием колоса из зерна Он открывает нам великую тайну того, что происходит в каждой душе христианской, когда становится она причастной Царству Небесному. Тогда происходит тот великий таинственный процесс, о котором сказал Он: "Царствие Божие внутрь вас есть". Знает ли сеятель, как возрастает из семени колос? Знает ли садовод, как из посеянного зерна возрастает плодовое дерево, как возрастают чудные цветы? Никто этого не знает: это тайна Божия, творящаяся в земле. Знают кое-что ботаники, но знания их ничтожны по сравнению с тем, что им нужно было бы знать, чтобы полностью познать таинственный процесс, при котором из семени вырастает великолепное растение. Есть наука эмбриология. Она занимается исследованием развития зародышей: зародышей человеческих, зародышей животных. Что же выясняет эта наука? Она исследует зародыши в различных стадиях их образования, начиная от первых дней и кончая полным созреванием. Она изучает только те внешние формы, которые последовательно образуются в утробе матери; изучает только постепенное формирование зародыша из оплодотворенного яйца. Но может ли эта наука объяснить те тайны, которыми определяются процессы, происходящие при созревании плода в утробе матери? Может ли она нам объяснить, какой силой передается зародышу, будущему ребенку, всё то, что он наследует от родителей; каким образом передаются все черты сходства ребенка с родителями, иногда удивительного, передаются черты характера и духовные свойства родителей его? Этого никогда, ни при каком развитии эмбриологии выяснить не удастся: эта великая Божия тайна совершенно от нас скрыта. Вот так же таинственно, как вырастают растения и образуются зародыши в утробе матери, начинается и становится реальным в душе христианской Царство Божие. И тайна эта еще более глубока, чем тайна возникновения жизни организмов. Это тайна воздействия на сердце, жаждущее правды, всецело возлюбившее Христа, Божественной благодати. Таинственная сила благодати рождает в нас те добродетели, то духовное совершенство, которое и становится Царством Божиим внутри нас. Мы совсем не знаем, как действует в нас Божественная благодать, мы часто этого совсем не замечаем, а благодать действует, действует постоянно, и Бог созидает в душе нашей Свое великое Царство. Нет тайны более великой, чем эта тайна созидания Царства Божиего в душе человеческой. Мы совершенно не знаем путей благодати Божественной, как не знает сеятель, каким образом возрастает из семени пшеничный колос с крупными зернами пшеницы. Он спит и встает, делает свои дела, а колос растет — он только ждет жатвы. Так и в нашей духовной жизни творится великое дело возрастания в нас добродетелей и совершенства духовного силой Божественной благодати.