Святоотеческое наследие [Pagez.ru]

Следовательно, совершенство служения по страху — действие по любви к добру, а до совершенства несовершенное шатко и нетвердо.

87. Никто, подвергаясь нападкам злого беса, никогда не сможет потерпеть поражение, если прежде, сам в себе разделившись, не будет побежден страстными желаниями собственной плоти, поддаваясь ее неразумным стремлениям, которыми демон, пользуясь словно вещественными, укрепляет и упрочивает против души страсти и соделывает их неподвижными.

88. Без общего воздержания невозможно подвизающемуся быть христианином (cristian…sai) и достичь предлежащей [цели]. Ведь апостол говорит: "Подвижник воздерживается от всего" (1Кор.9,25), — при этом слово "всего", пожалуй, означает воздерживаться всегда и от всех неразумных мыслей и поступков. Ибо насколько ослабнет напряжение подвижничества, настолько усиливается мощь греха, и так бес добивается победы против души.

89. Чувственное воздержание — [это] уклонение от всех неразумных поступков, совершаемых посредством плоти.

90. Мысленное же воздержание — [это] уклонение ума от услаждения страстными помышлениями. Однако нельзя исполнить первого, если в душе не присутствуют неразлучно поучение и хранение второго.

91. Когда мы по вере предоставляем действовать Богу, то да избежим раздумий, как это случится, ибо нет ничего неисполнимого для всемогущей воли [сущего] над всеми Бога. Скорее же, исполнение желаемого проистекает вместе с волей Его.

92. Исполнение доброго жительства состоит в двух главных действиях, а именно в воздержании и терпении. Делатель того, что зависит от нас, — воздержание; а того, что не в нашей власти, — терпение. И первое усиливается от страха, а второе укрепляется от любви, так как любовь, по словам [апостола], "все покрывает, всему верит, все терпит, всего надеется; любовь никогда не перестает" (1Кор.13,7—8).

93. Раз, по Иоанну, "Бог есть любовь" (1Ин.4,8), то любящий "пребывает в Боге и Бог в нем" (1Ин.4,16), а ненавидящий ближнего — в отлучении от любви, то есть поддерживает ненависть. Значит, ненавидящий ближнего разлучен с Богом, поскольку "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1Ин.4,16). 94. Истинно раскаивающийся в дурных поступках и сам порицает себя, и от других мужественно сносит упреки, кающийся же притворно, не помня своих преткновений, негодует, если Бог дозволит, чтобы на пользу ему было сказано что-то или сделано против него, и дерзостно вымолвит: "Что сотворил я?" Порицая его, Бог говорит через пророка Иеремию: "Нет человека, кающегося в пороке своем [и] говорящего: "Что сотворил я?"" (Иер.8,6). 95. Признак истинного смиренномудрия — не лить оскорбления на самого себя, но доблестно сносить оскорбления от других. 96. Если кто-то, отвергая людскую славу, осуждает себя, но уязвляется оскорбительными наветами на него совне, то он пребывает в тайной прелести, порицая себя скорее ради человекоугодия, нежели добродетели. 97. Если знание заповедей само собой доступно и легкообозримо, как пророк молится быть вразумленным, чтобы смог он научиться заповедям, говоря так: "Вразуми меня, и научусь заповедям Твоим" (Пс.118,73)? 98. Тот, кто начинает подвижнические труды ради достижения посредственных [результатов], незаметно для себя променял лучшее на худшее. Точно так же и подвижнически упражняющийся в добродетелях не ради (c?rin) возможности дойти до исполнения их без подвизания даром Божиим, но для достижения чудотворных дарований, не ведает суда Божьего и промысла. 99. Приносящий Богу труд добродетелей скорее для получения чего-либо от Него, а не ради (c?rin) самого Бога, — и сей оказывается труждающимся с несовершенной целью.