Святоотеческое наследие [Pagez.ru]

15. Существует три основных рода знания — деятельное, природное и богословское: первому могут учить люди, второму — ангелы (однако более свойственна сама цель первого), тайноводителем же третьего является само сущностное Слово.

16. Полагающий, что он есть нечто, пожалуй, не успеет стать чем-то на самом деле: ведь полагание того, чего нет, уже не позволяет продвинуться к тому, что кажется существующим.

17. Мнение о знании лишает его и порождает противоположное.

18. Если лилии произрастают преимущественно в долинах, то и Уподобившийся им вырастает в смиренных душах, ибо говорит Слово-Жених: "Я — лилия долин" (Песн.2,1).

19. Смирение есть познание собственной немощи и бедности умом, видящим в своем существе недостаток и нищету, поскольку, будучи не сущим и получившим бытие по воле Сущего, сам он не самодостаточен в своем бытии, но, удерживаемый волей Творца в приснопребывании, и благобытие, естественно, приобретает по причастности Сущему. Ведь там, где природа имеет бытие отонуду, необходимо, чтобы оттуда же происходили и природные преимущества.

20. Все, что не является несозданным, не самодостаточно, а несамодостаточное нуждается в помощи со стороны несозданного и самодостаточного. Так и человеческий ум — одно из созданного; значит, он не самодостаточен, а посему нуждается в помощи Бога, без которой он не способен сделать что-либо лучшее. Поэтому нужно, чтобы творящий благо, возводя добродетель к Подателю крепости, говорил: "Он дает крепость сотворить силу" (Втор.8,18)

; и: "Крепость моя и пение мое Господь, и был мне во спасение" (Пс.117,14); и: "Не я" совершил это лучшее, "а благодать Божия, которая со мною" (1Кор.15,10).

21. Приписывающего себе причину добродетелей и превозносящегося над братьями как небрежными Христос упрекает, возглашая чрез Павла: "Ибо что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?" (1Кор.4,7). "Се, оставляется дом твой пуст" (Мф.23,38) Моего предстательства. 22. Кроткий и смиренный — священное пристанище Бога. "У кого, — говорит Он, — упокоюсь, как не у кроткого, и смиренного, и молчаливого, и трепещущего словес Моих?" (Ис.66,2). 23. Когда врожденный в нас страх боится Сущего, возникает благочестие; когда же — не-сущего, обращается в трусость. Причина преуспеяния его к лучшему — познавательность и память смертная и неизбежность ожидаемого праведного суда; причина же скольжения к худшему — любовь к телу и любовь к мiру и происходящее из них гневное состояние. 24. Когда природные в нас блага, соименные страстям, движутся согласно естеству, они становятся добром; когда же они движутся против естества, то становятся злом. 25. Если Бог является сущностной жизнью, то Он начало и конец всех разумных [существ], пришедших от жизни к бытию, [дабы] достичь жизни, когда случившаяся смерть удаляется прочь, ибо не получила бытия от Сущего, так чтобы пребывать, завися от Сущего. Ведь Бог "смерти не сотворил и не радуется гибели живых" (Прем.1,13). 26. Страх Господень — родитель разумности, а [происходящее] от разумения подлинное исполнение заповедей привлекает знание, когда премудрость, будучи ведением божественных и человеческих предметов и их причин, после [стяжания] бесстрастия помещается в душе. 27. Благоговеющий пред Одним не убоится большинства, скорее, большинство устрашится его из-за Одного, ибо если, — говорит [Писание], — устрашитесь Господа Бога вашего и послушаете гласа Его, "никто не противостанет пред лицом Вашим, но страх перед вами и трепет перед вами будет на всех народах" (Втор.11,25).