Лосев Алексей Федорович

Но и в муках он прекрасен,

И в оковах — все он бог!

Посещение Прометея «нимфами» (у Эсхила это Океаниды) рисуется у Бенедиктова в таких тонах:

Вдруг — откуда так приветно

Что-то веет? — Чуть заметно

Крыл движенье; легкий шум, Уст незримых легкий шепот Прерывает тайный ропот Прометея мрачных дум82. Далее в стихотворении происходит диалог между Зевсом и Прометеем, причем Зевс старается всячески унизить слабомощный и неразумный род людей, а Прометей говорит о возможности возвысить и укрепить род людской, что он и делает при помощи доставления людям огня. У Я. Полонского в стихотворении «Прометей» (1880—1885) сам Прометей говорит о себе: Я шел под скалами, Мглой ночи одет, Я нес темным людям Божественный свет — Любовь и свободу (234) От страха и чар, И жажду познанья, И творческий дар. Дальше появляются молнии Зевса, -разгневанного деянием Прометея, просыпаются боги, и к Прометею посылается хищный ворон, чтобы терзать его тело. Но дух Прометея непреклонен. Прометей в этом стихотворении говорит: Пусть в борьбе паду я! Пусть в цепях неволи Буду я метаться И кричать от боли! — Ярче будет скорбный Образ мой светиться, С криком дальше будет Мысль моя носиться... И что тогда боги! Что сделает гром С бессмертием духа, С небесным огнем? Ведь то, что я создал Любовью моей, Сильнее железных Когтей и цепей!!83. В-третьих, были у нас и критики Прометея ввиду совершения им безрассудного подвига, для которого не приспособлена ничтожная человеческая масса. У Баратынского в стихотворении «К Дельвигу» (1821) о Прометее мы читаем: Похищенной искрой созданье свое Дерзнул оживить безрассудный; Бессмертных он презрел,— и страшная казнь Постигнула чад святотатства. Баратынский яркими красками рисует эту «казнь», полученную людьми от Прометея: Наш тягостный жребий: положенный срок Томиться болезненной жизнью, Любить и лелеять недуг бытия И смерти отрадной страшиться84. Людям остается только мечтать о небе, и Прометей в этом ничем не может им помочь. Н. Щербина, которого мы уже упоминали выше, не только во(235)спевает Прометея за дарование людям свободы и справедливости, но и рисует тот тяжкий путь, на который встало человечество после получения дара Прометея. Этот путь рисуется у Щербины в стихотворении 1842 года «Дар Прометея», между прочим, так: Когда мы приняли огонь самосозданья, Природа спрятала в свою немую грудь И тайны ясные, и легкие познанья,