«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

7. Слава и ныне, аллилуиа.

8. Тропарь "часа", праздника или Святого. ("Дневной" тропарь их Октоиха, а Святому — из "Минеи").

9. Богородичен.

10. Трисвятое. "Отче наш".

11. Кондак праздника или Святого. (Кондак дневной — из Октоиха, а Святого — из Минеи).

12. "Господи помилуй" 40 раз. "Слава и ныне". "Честнейшую Херувим".

13. Молитва: "Иже на всякое время и на всякий час".

14. Заключительная молитва к Господу Иисусу.

4. Изъяснение Всенощного Бдения

91. Вечернее богослужение

Вечерними службами освящаются моменты вечера и ночи. К числу этих служб, во-первых, относится вечерня. Вечерний час напоминает верующему о первом на земле вечере и о моменте, с которого началось исчисление времени, т.е. о сотворении мира. Поэтому на Вечерне в ветхозаветных псалмах вспоминается прежде всего сотворение мира и человека. Это первоначальное воспоминание дополняется новозаветными воспоминаниями, относящимися к жизни Иисуса Христа и святых. Поэтому в состав Вечерни, помимо псалмов, входят также изменяющиеся молитвословия седмичного и годового круга богослужения.

Второю вечернею службой является "Повечерие". По переводу с греческого языка это есть служба, совершаемая после вечери (ужина). Она содержит в себе моления о даровании мирного, безмятежного сна. Так как сон есть подобие смерти, то на службе Повечерия вместе с тем делается молящимся несколько напоминаний о памятовании дня смерти и последующего за ним воскресения 119.

Третьею вечернею службою является "Полунощница". Название ее показывает, что это есть служба, которая должна совершаться в полночь; но Полунощница может совершаться и в другие ночные часы. Входящие в состав ее молитвы побуждают верующих всегда быть готовыми ко дню Страшного Суда, который может прийти внезапно, как "жених в полунощи". Вместе с тем совершение Полунощницы должно напоминать верующим о Господе, грядущем на вольную Страсть, и о молитве Его в саду Гефсиманском 120.

Наконец, к числу вечерних служб надо отнести и "Всенощное бдение", называемое обыкновенно просто "Всенощной" и "Бдением". Из всех вечерних служб Всенощная более всех известна молящимся, потому что она совершается накануне воскресных и праздничных дней, когда православные христиане имеют больше возможности посещать храм. Между тем, Вечерня, Повечерие и Полунощница совершаются в будничные дни, когда не все имеют возможность посещать храм. Всенощная является составной службой из Вечерни, Утрени и Первого часа.

92. Общий очерк Вечерни

Всенощная начинается возгласом диакона: "востаните, Господи благослови". Священник, воздавая от лица молящихся славу Господу, также возглашает: "Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков" (рис. 233, л. 59) и приглашает молящихся поклониться Господу, возглашая — 3 раза: "приидите, поклонимся Цареви нашему Богу". Затем начинается пение избранных стихов величественного 103 псалма, художественно изображающего сотворение мира и человека:

Благослови, душе моя, Господа; Благословен еси, Господи Боже мой, возвеличился еси зело. Благословен еси, Господи. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Благословен еси, Господи. На горах станут воды. Дивна дела Твоя, Господи. Посреде гор пройдут воды, дивна дела Твоя, Господи. Вся премудростию сотворил еси. Слава Ти, Господи, сотворившему вся. Благослови, душа моя, Господа. Господи, Боже мой, Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием.

Благословен Ты, Господи, по Твоему слову стоят на горах воды. Между горами станут воды. Дивны дела Твои, Господи, все сделал Ты премудро, Слава Тебе, Господи, сотворившему вся вселенную. Во время пения 103 псалма священник с диаконом совершают каждение всего храма; фимиам изображает веяние Св. Духа над сотворенным веществом (Бытия 1:21).

Торжественное начало всенощного бдения, помимо сотворения мира, напоминает нам вместе с тем и невинное состояние прародителей в раю, когда они, еще не согрешившие, не знали ни страданий, ни мучений совести, блаженствовали, наслаждаясь красотою лицезрения Божия и прославляя Его бесконечные совершенства. Но не продолжительно было их блаженство. После грехопадения они были изгнаны из рая и проводили остальную жизнь в раскаянии и сожалении о своих грехах. Закрытие входа в рай для наших прародителей изображается закрытием Царских врат. После пения "предначинательного псалма" и закрытия Царских врат читается Великая ектения, чтобы показать, как и на Литургии, сущность наших просьб и характер нашей молитвы к Господу 121. Стоя перед закрытыми Царскими вратами молящиеся изображают положение наших праотцов Адама и Евы, которые стояли перед дверьми рая, оплакивая свою горькую участь. Такое чувство сожаления об утраченном блаженстве и обращение к Богу за помилованием выражается в следующем моменте всенощного бдения…